Тема 3. Социоцентризм и развитие социального мира.
Нооглобализм - разумная альтернатива негативным последствиям существующего этапа глобализации. Возможные стратегические сценарии развития цивилизации в условиях глобализации. Необходимость перехода к нооглобализму и разработки стратегического сценария устойчивого развития на его основе.
Тема 2. Стратегические сценарии развития цивилизации в процессе глобализации и прогнозируемые последствия.
Поведение людей, благополучие их самосохранения и безопасности определяется разумным и интеллектуальным пониманием своего предназначения в окружающем мире.
Не понимая истины естественного порядка деятельности, цивилизация добровольно попала под жесткий пресс интеллектуального, но зачастую ошибочного понимания искусственного порядка собственной деятельности, формируемого ею через призму политэкономических теорий. Первой «школой» экономистов по праву считается школа физиократов, которая признавала главенствующей влияние природных сил на результативность деятельности человека, но она не смогла найти убедительных теоретических доказательств этого.
Затем появились другие экономисты — классики, социалисты, марксисты, гедонисты, либералы, которые, «правя миром», ошибочно представляли себе деятельность людей как оторванную от природных процессов и этим все больше и больше отклоняли их от вектора естественного порядка деятельности.
Не исключение и современный период истории, для которого характерны кризисы и перепутья. Экономика и политика завели цивилизацию в зону неустойчивого развития, и многие не без основания считают ее границей начала самоуничтожения.
Необходима цельная теоретическая доктрина самосохранения и безопасности цивилизации, созданная и выстроенная на базе интегральной совокупности естественных фундаментальных законов. В соответствии с этой доктриной можно утверждать, что цивилизация подошла к точке бифуркации — необходимости выбора направления своего развития ради самосохранения. И здесь вырисовываются два сценария дальнейших действий цивилизации.
Первый сценарий — цивилизация продолжает жить по привычным традиционным эгоистичным правилам поведения, ориентированным на стационарную политическую модель деятельности, отражающую закрытый обмен ресурсами среди человеческой популяции без ограничения в саморегулировании потребления постоянных ресурсов и при отсутствии в модели вектора будущего, а значит, без забот о своем наследии, своем потомстве.
Второй сценарий требует от человека осознания таких правил поведения, когда в политэкономической нестационарной модели деятельности присутствует вектор будущего с открытым обменом и отбором ресурсов в биосфере, обеспечивающий максимальное пребывание человечества на Земле и требующий сотрудничества и приспособления к среде своего обитания при соуправлении с природными силами — процессами самосохранения. Как любой переход на рельсы нового пути, второй сценарий действий потребует от цивилизации отказаться от стереотипов ради привилегий будущего.
По какому сценарию и далее будет развиваться цивилизация — зависит от всех нас.
Самосохраниться и обезопасить себя в неограниченном пространстве, в относительно неограниченное время, но при ограниченных постоянных ресурсах, которые дают нам жизнь и на которые претендуют все живые и неживые самоорганизующиеся инструменты, действующие вокруг нас и формирующие среду нашего обитания, можно только тогда, когда будет найдена модель сосуществования и приспособления по обмену этими ресурсами. Ибо существующая в настоящее время система взаимодействия в мире всеобщей деятельности по обмену, отбору,
Английский экономист и публицист, основоположник теории кейнсианства Д.М. Кейнс отметил: «Идеи экономистов н политических мыслителей, — и когда они правы, и когда они ошибаются,— имеют гораздо большее значение, чем принято думать. В действительности только они и правят миром. Люди — практики, которые считают себя совершенно неподверженными интеллектуальным влияниям,обычно являются рабами какого-нибудь экономиста прошлого».Как современно звучат эти слова, хотя они написаны более 100 лет назад.
Попробуем разобраться, действительно ли политэкономическая модель, сформированная в прошлом, требует реконструкции и совершенствования для будущего употребления.
Для самосохранения глобальной цивилизации необходимо обеспечить следующие теоретические предпосылки:
· понимание того, какое огромное значение имеет кооперативный разум и интеллект для самосохранения человечества;
· нахождение путей реконструкции и совершенствования политэкономической модели в которой действия человека и общества, соизмерены со всеобщей деятельностьюсреды их обитания;
· реконструкция и совершенствование политики и экономики с ускоренным познанием принципов и законов экономического
механизма всеобщей деятельности для того, чтобы отразить их в искусственном порядке деятельности цивилизации;
· необходимостью такой реконструкции существующей политэкономической модели, чтобы она отражала гармоничность и экономичность деятельности системы «человек - общество - природа» как единого политического,логического, экологического, социального и экономического процесса.
· основана на приоритете развития кооперативного (коммунального) разума и интеллекта, что позволит обеспечить совместное соуправление с природой и создавать организационно-технологические системы самоорганизации, отвечающие естественномупорядку всеобщей деятельности.
· создание таких организационно-технологических продуктивных систем которые позволяли бы человеку осуществлять свою деятельность, потребляя обменивая с окружающей средой ресурсы без остатка, безотходно, достигая тем самым гармоничного единства с фундаментальными ценностями.
Разработка и популяризация доктрины самосохранения цивилизации, ее стратегии не только своевременны, но и в значительной мере экономически выгодны для России, так как она, как никакая другая страна в мире, объективно обладает большим интеллектуальным и экономическим потенциалом, включая огромные природные ресурсы. И это создает возможности для перехода на такой режим развития, который позволит защитить и преумножить эти национальные богатства, а следовательно, обеспечить ее безопасность и дальнейшее свободное развитие.