Специфика перспективного планирования в переходной экономике Беларуси.
Государственное регулирование социально-экономических процессов на основе разработки и реализации прогнозов и программ, или индикативное планирование, стало ведущим методом государственного управления экономикой Беларуси в переходный к рыночным отношениям период.
С помощью планирования государство поддерживает социально-экономическую систему в состоянии динамического равновесия. С одной стороны планирование - это норма, метод, инструмент принятия управленческих решений, а также интегрирующая деятельность, объединяющая экономику, социологию, экологию, демографию, статистику и другие дисциплины. С другой стороны планирование - это наука управления, формирующая специфическую теорию, технологию и институциональные структуры, обеспечивающие необходимое воздействие на объекты государственного регулирования экономики.
Разрушение централизованной экономики подразумевает изменение содержания и организации планирования: жесткое директивное планирование заменяется направляющим, регулирующим и другими его видами, в наибольшей степени соответствующими рыночным отношениям.
Основным инструментом становится индикативное планирование, которое пришло на смену директивному и рационально сочетает в себе рыночный механизмсаморегулирования, учитывающий действие объективных законов рынка, и регулирующее воздействие государства на социально-экономические процессы.
Индикативное планирование призвано выполнять три важные функции:
1) информационную — планами и прогнозами государство информирует субъекты хозяйствования о предпочтительной экономической политике, что позволяет им формировать на этой основе свои бизнес-планы;
2) стабилизационную — дает возможность ориентироваться в долгосрочных установках и целях правительства и действовать сообразно с ними;
3) согласительную — позволяет правительству и негосударственным субъектам хозяйствования достигать единства по ключевым вопросам экономической политики в ходе взаимных консультаций и согласований.
Переход к индикативному планированию предполагает эффективное использование лучших достижений централизованного планирования: методологию и методы разработки комплексных программ, социально-экономических, научно-технических и экологических прогнозов; систему планов различного временного горизонта; методы целеполагания, сценариев, вариантности и комплексности; систему взаимоувязанных балансовых расчетов; разработку экономических и социальных нормативов, позволяющих оценить динамику эффективности производства, структурных сдвигов, изменения макропропорций.
Разработанные в республике Комплексная программа научно-технического прогресса, Основные направления социально-экономического развития страны на долгосрочную перспективу, Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006—2010 годы, а также ежегодно составляемые прогнозы социально-экономического развития страны - пример междисциплинарного сотрудничества и научной обоснованности используемых методологических и методических подходов к прогнозированию и планированию социально-экономических процессов, разработке экономической политики и стратегии государства.
Индикативный план должен включать результаты исследований всего многообразия актуальных проблем как на длительную, так и на ближайшую перспективы. Это — разработка стратегии социально-экономического развития государства, включая выбор перспективной модели экономики, разгосударствление и приватизацию, развитие предпринимательства, формирование рынка и его инфраструктуры, демонополизацию экономики, выбор приоритетов и направлений инновационной, инвестиционно-структурной и внешнеэкономической политики, определение макропропорций и системы государственных регуляторов, создание системы социальной защиты и гарантий для населения, формирование правовой базы.