Драматургия Александра Вампилова
60-е гг. дали новую волну драматургии. Вампилов – крупнейший из драматургов 60-х – 70-х гг.
«Прощание в июне»
«Старший сын»
«Прошлым летом в Чулимске»
+ одноактные пьесы, которые менее известны и менее исследованы.
Вампилов становится известным драматургом со второй половины 60-х гг. Его творчество охватывает небольшой период, т.к. В начале 70-х он погиб, успев написать очень немного. В 70-80-е его пьесы активно ставились. По его произведениям созданы фильмы (Прощание в июне, Старший сын, Валентина, Отпуск в сентябре).
Эта эпоха в нашей истории стала эпохой «безвременья», когда уходили оттепельные тенденции и начинали развиваться тенденции к застою. Вампилов исследует характер человека эпохи безвременья, утраты идеалов – это и есть его основной герой. Вампилова, как и Шукшина, интересует неправильный человек, выходящий за общепринятые рамки, неблагоразумный. Именно такого героя автор сталкивает с трудными жизненными ситуациями.
«Прощание в июне» 1966 г. - главный герой – студент Колесов – человек, живущий не по правилам, выбивающийся из установленной жизненной колеи, но этим он и симпатичен, в том числе и самому автору. Правильный и рациональный человек ректор института, который считает, что «нужно жить так, как надо», благоразумно. Колесов поставлен перед сложным выбором между будущей карьеры, которая ему очень важна, и любовью, которая только что проснулась в его душе, но тоже очень дорога. Таня Репникова – дочь ректора. Репников ставит условие: дает возможность закончить институт, поступить в аспирантуру, но при том условии, чтобы он исчез из жизни Тани. «Неправильный» человек впервые в жизни принимает «правильное» решение – выбирает карьеру. Но тут же понимает, что это ошибка, что это не его выбор. Отказывается от тех возможностей и пытается вновь наладить отношения с Таней.
Через всю пьесу лейтмотивом проходит образ Золотуева («кошмарный старик»). Он важен не с точки зрения действия, а с точки зрения жизненной позиции. Воплощает циничную позицию – все продается и покупается, он является в определенном смысле двойником Колесова, когда тот продает свою любовь, покупая при этом карьеру. Но для Золотуева – это абсолютная жизненная позиция, а для Колесова – пробный шаг. Он его сделал и понял, что пошел не по тому пути.
Финал – амбивалентен. Колесов пытается вновь познакомиться с Таней, она смотрит на него холодно и отчужденно и отказывается с ним общаться. Финал можно понять и как жизненное возмездие Колесова за его предательство, но с другой стороны, его можно понять и оптимистически: первое их знакомство складывалось именно так. Финал – открытый.
«Утиная охота» - герой Зилов. Одна из самых исследуемых пьес. 1967 г., напечатана в 70. После публикации пьесы возникло понятие «зиловщина» - это нравственно-психологическая характеристика героя, которая стала символом эпохи безвременья, символом безыдеальности и бездуховности. Автор акцентирует антитезу между физическим здоровьем человека и болезнью духа, духовной опустошенностью. Драматург показывает героя во взаимоотношениях с различными людьми, в разных ситуациях. Отношения с родителями: он кощунственно смеется над отцом, который говорит о смерти, а когда он умирает, даже не едет на похороны. Отношение к работе: Зилов – инженер, причем талантливый, но его работа ему неинтересна, на работе он только проводит положенное по службе время. Отношения с женщинами: он предпочитает иронический, ёрнический тон, он – алик. Взаимоотношения с женой: создается впечатление, что эти отношения ему дороги (когда она собирается уйти от него, он страдает, произносит искренний, эмоциональный монолог, в этот момент напоминает даже трагического героя). Но эта трагедия в конечном итоге оборачивается фарсом, потому что герой этот же монолог перенаправляет другой женщине.
Все взаимоотношения Зилова с людьми показывают бессмысленность его поисков, жизненных метаний, стремлений. Возникает вопрос о свободе и смысле жизни. Он – очень свободный человек, он свободен от каких-либо жизненных правил, установленных другими, он их нарушает и не боится последствий. Это вызывает симпатию (он неоднозначный герой, н смелый, способный на неожиданный поступок). Но он свободен и вообще от всего: и от нравственных норм, от моральных обязательств перед людьми, от служебного долга, даже от любви. Поэтому именно свобода в данном случае оборачивается бессмысленностью жизни и духовной пустотой. Это приводит Зилова к мысли о самоубийстве, правда, она не реализуется. Но тема духовной гибели человека проявляется : в начале ему присылают траурный венок – шутка. Зилова в пьесе сопровождает, с одной стороны, траурная мелодия, с другой – легкая, играющая – амбивалентность характера.
Образ утиной охоты – лейтмотивный, очень важен. Зилов периодически ходит с приятелями на утиную охоту и очень стремится туда, для него это некая отдушина – это единственное, что он любит. Одни критики – стремление к охоте – стремление сделаться таким же, как его приятели – куркули. Но это нераспространенная точка зрения. В основном ее понимают как стремление Зилова вырваться из привычного мира в мир природы, в мир, где нет человеческих предубеждений, где все естественно, гармонично, просто. Это живое начало в душе Зилова. Утиная охота для Зилова – некий символ насыщенной, настоящей жизни, это та яркость, насыщенность событиями и переживаниями, которой ему не хватает в обычной жизни. Поэтому в его сознании противопоставлены повседневность и утиная охота, для него это символ. Причем он ни разу не убил ни одной утки – не для этого ездит! Сильный характер, который не видит возможности реализовать свои качества – это роднит его с лишними людьми 19 в.
Общие особенности поэтики пьес Вампилова:
1. Чеховская «сложная простота». У Вампилова не происходит каких-то значительных событий на сцене. Чехов: «Герои могут просто прогуливаться и пить чай, а в это время строятся или ломаются их судьбы». То же самое. Но за эти стоят человеческие судьбы, судьбы нравственно-психологических типов людей, драмы и трагедии людей эпохи безвременья.
2. Жанровая амбивалентность – тоже Чеховская традиция. Вампилов называет свои произведения комедиями, критики добавляют эпитет – серьезные комедии. Комическое начало сочетается с драматическим. Внешняя сторона – комическая, но преобладает драматический элемент – элемент социально-психологической драмы.
3. Выбор места действия – почти одно и то же – определяется как предместье (но разные) – это и не город, и не деревня. Для него это символическое понятие – это «перед» каким-то местом, так же и герой Вампилова находится перед новым жизненным этапом. Колесов – выбор, Бусыгин – новая семья, Зилов – вопрос как жить, Шаманов – духовно возрождается, меняет свою позицию (вариант названия пьесы «Прошлым летом в Чулимске» - «Валентина», ему важно было выделить не столько образ Валентины, а сколько образ Шаманова, который делает духовный выбор и приходит к тому, чтобы изменить жизнь).
4. Очень часто используется кольцевая композиция. «Прощание в июне» - начало и конец – знакомство с Таней, «Старший сын» - принятие Бусыгина в семью, «Утиная охота» - Зилов в начале получает траурный венок, тоска – но переборол и пошел на утиную охоту, конец – мысли о самоубийстве – но снова отказ и утиная охота. «Прошлым летом в Чулимске» - Валентина чинит калитку – стремление восстановить нравственную норму в жизни и жить по ней, заканчивается тем же. Кольцевая композиция показывает, что событие повторяется, но на другом жизненном этапе, когда герои уже приобрели новый опыт. В случае с Колесовым – это надежда на новые отношения на основе нового опыта.
5. Выбор героя – типичный герой – человек, выбивающийся из общепринятых рамок. Горький называл таких героев «озорниками». Герой, нежелающий жить как все. Это нежелание может быть направлено в различные стороны. Валентина – ее неправильность воплощается в стремлении возродить душу в человеке, это гуманистическая направленность. У Зилова нежелание жить как все вызывает негативные, разрушительные последствия.
6. Амбивалентность финала – который почти всегда можно понять по-разному. Но «Старший сын» - финал однозначен и оптимистичен.
Эти общие особенности дают основание смотреть на творчество Вампилова как на нечто единое, поэтому критики говорят о циклизации его пьес, а театроведение говорит о таком понятии, как «Театр Вампилова» - некое художественное целое.
Всё. Ура.