Теория рациональных ожиданий
В долгосрочном периоде макроэкономические тенденции выглядят иначе, нежели в краткосрочном. Если в последнем существует обратная взаимосвязь инфляции и безработицы, то в долгосрочном такой четкой связи не наблюдается. Опыт второй половины XX в. показал, что одновременно могут существовать и высокие темпы инфляции, и значительный уровень безработицы. Объясняют данную тенденцию по-разному.
Согласно теории адаптивных ожиданий, предположения о будущих темпах инфляции (инфляционные ожидания) у экономических субъектов формируются на основе прошлого опыта. Более широко адаптивные ожидания трактуются следующим образом: люди в своих предположениях относительно предстоящих тенденций в экономическом развитии руководствуются прошлым и настоящим опытом и изменяют ожидания лишь по мере того, как эти тенденции набирают полную силу.
Предполагается, что субъекты в своих ожиданиях будущей инфляции исходят как из ее фактического уровня в предыдущем периоде, так и из своих предыдущих ошибок.
Еще одно объяснение неудач государственной макроэкономической политики разработано в рамках теории рациональных ожиданий (новой классической макроэкономики), ведущими представителями которой являются Р. Лукас, Т. Сарджент, Н. Уоллес. Данная теория исходит из того, что все рынки являются высококонкурентными, заработная плата и цены — гибкими, экономические субъекты — функционирующими как с учетом доступной для них информации прошлого периода, так и на основании своих предвидений результатов будущей экономической политики. При этом их прогнозы являются несмещенными, т.е. не содержат систематических ошибок.
Согласно теории рациональных ожиданий, экономические субъекты осознают принципы функционирования экономики и рационально используют имеющуюся у них информацию для максимизации собственных выгод. Они учитывают последствия проводимой правительством макроэкономической политики и действуют так, чтобы она не повредила их интересам, во многом нейтрализуя тем самым действия правительства. Например, работники (и их профсоюзы) могут предвидеть, что в результате стимулирующей правительственной политики при дефиците госбюджета возникнет инфляция. Соответственно, они будут добиваться, чтобы в их контрактах была учтена будущая инфляция, т.е. зарплата повышалась хотя бы теми же темпами, какими растут цены на товары в экономике. В данном случае стимулирующая правительственная политика не будет иметь даже краткосрочного эффекта: увеличение объема выпуска и повышение уровня занятости не произойдет, все ограничится лишь ростом цен и номинальных зарплат.
Стабилизационные действия правительства в краткосрочном периоде приведут к желаемым результатам только в случае неожиданных изменений условий хозяйствования («политика сюрпризов»), из-за чего у экономических агентов возникнут информационные проблемы. Но в целом дискретная политика государства неэффективна, так как экономические субъекты достаточно осведомлены о ее мерах и последствиях.
Теория рациональных ожиданий получила широкое распространение в 1970—1980-е гг. Вэто время развитые страны столкнулись со стагфляцией. Кейнсианская теория, по мнению многих экономистов, оказалась неспособной адекватно объяснить данную ситуацию, поэтому новая классическая макроэкономика была призвана заполнить образовавшийся пробел.