Методика расчета ССВ инфраструктуры ИС.

 

Под совокупной стоимостью владения понимаются полностью учтенные ежегодные расходы предприятия (а не только его ИТ-отдела), связанные с приобретением и, что особенно важно, использованием информационных технологий в бизнесе. Таким образом, само понятие ССВ относится прежде всего к ИТ-инфраструктуре предприятия в целом. ССВ ИТ-инфраструктуры складывается из суммы ССВ ее элементов. В традиционной модели ССВ элементами ИТ-инфраструктуры являются рабочие места пользователей, распределенные информационные системы и совместно используемые инфраструктурные объекты.

Под ССВ рабочего места пользователя понимаются затраты, связанные с использованием стандартного офисного рабочего места. ССВ информационной системы (обычно речь идет о многопользовательской системе) представляет собой сумму затрат, связанных с эксплуатацией рабочих мест в системе, и затрат, связанных с использованием системы в целом. К последним относятся затраты на сервер системы, базу данных, простои системы в целом и т.д. Наконец, под совместно используемыми инфраструктурными элементами понимаются кабельная сеть, источники бесперебойного питания, файловые серверы, а также другое оборудование и программное обеспечение, обслуживающее группу рабочих мест и не связанное непосредственно с той или иной прикладной распределенной системой. При последовательном подходе ССВ многопользовательской системы делится на стоимость централизованной составляющей и сумму стоимости клиентских рабочих мест. Тем самым ССВ ИТ-инфраструктуры рассчитывается как:

A + N * B,

где

А — ССВ централизованного оборудования и ПО, обслуживающего группу рабочих мест или все рабочие места предприятия;

В — ССВ одного рабочего места;

N — число рабочих мест.

ССВ, рассчитанная как сумма вышеперечисленных затрат, используется для решения следующих задач управления информационными системами предприятия:

-бенчмаркинг (benchmarking) – сопоставление ССВ предприятия с ССВ сходных предприятий данной отрасли, страны и т.д. Процедура проводится на основе показателя ССВ рабочего места. Первоначально он рассчитывался как частное от деления ССВ предприятия на число рабочих мест. В настоящее время в этой области используются два расширения модели ССВ, а именно типизация рабочих мест пользователей и статистическая модель, описывающая зависимость ССВ рабочего места от показателей предприятия и совокупности его информационных систем. По результатам бенчмаркинга определяются области, в которых предприятие отстает от конкурентов и/или от лучших мировых показателей;

-оценка достаточности мощности службы технической поддержки. Проводится путем сопоставления затрат на техническую поддержкуи потерь от оплачиваемых простоев пользователей;

- сопоставление альтернативных проектов информационных систем. Проводится путем сопоставления ССВ рассматриваемых систем;

- выбор между разработкой и закупкой (makeorbuydecision), обычно в отношении программного обеспечения. Хотя эта проблема представляет собой разновидность предыдущей, ее широкое распространение в практике управления позволяет рассматривать ее отдельно. Распространенное в прошлом предпочтение собственных программных разработок покупным программным продуктам нередко вело к повышенным эксплуатационным расходам. Как видно из предшествующего изложения, модель ССВ позволяет сопоставить как первоначальные затраты на закупку или разработку программного продукта, так и на его эксплуатацию, обеспечивая тем самым базу для объективного сопоставления;

- принятие решения о полном или частичном аутсорсинге эксплуатации информационных систем, а также выбор поставщика услуг аутсорсинга. Модель ССВ позволяет сопоставить расценки поставщика услуг аутсорсинга с ССВ собственной информационной службы предприятия, а также цены и условия различных поставщиков услуг аутсорсинга;

- last but not least — бюджетирование ИС. Правильно построенная модель ССВ позволяет на основании портфеля проектов по развитию информационных систем спрогнозировать эксплуатационные затраты на информационную инфраструктуру предприятия.

Таким образом, модель ССВ, предоставляющая менеджерам информационной службы данные о скрытых затратах, обеспечивает принятие обоснованных решений по широкому кругу проблем управления информационной службой.