Понятие бизнес-процесса информационной службы.
Тема 7: МОДЕЛИ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ ИНФОРМАЦИОННОЙ СЛУЖБЫ
В настоящее время общепризнан факт, что информационная технология как таковая не приносит финансовой отдачи. Поэтому для оценки дохода от использования информационной системы мы должны рассматривать деятельность компании не только с точки зрения технологии, но и с точки зрения выполняемых пользователями задач, организации работ, обрабатываемых документов и данных. Бизнес-процесс как категорияанализа как раз и позволяет рассматривать всю совокупность этих аспектов. Следовательно, понятие бизнес-процесса оказывается одним из ключевых в данном курсе.
В литературе встречаются два основных подхода к определению бизнес-процесса. Первое, более общее, приведено в классической работе М Хаммера и Д. Чампи«Бизнес-процесс есть совокупность различных видов деятельности, в рамках которой «на входе» используется один или более видов ресурсов, и в результате этой деятельности «на выходе» создается продукт, представляющий ценность для потребителя». Такое определение весьма удобно в рамках радикального перепроектирования бизнес-процессов – вход и выход процесса заданы однозначно, тогда как его внутреннее содержание подлежит глубокому изменению, ввиду чего не представляет особого интереса.
Проблема, однако, в том, что далеко не всегда проект создания новой информационной системы связан с радикальным реинжинирингом бизнес-процессов. В его отсутствие речь, как правило, идет об эволюционном улучшении существующего бизнес-процесса, что предполагает точное знание содержания последнего. Соответственно, для таких проектов требуется другое определение бизнес-процесса.
Исторически такое понимание бизнес-процесса возникло на определенном этапе усложнения информационных систем и повышения их роли в управлении фирмой. Наличные на тот период средства проектирования информационных систем обладали недостатками, к числу которых относятся:
- раздельное моделирование функций и данных, не обеспечивавшее интегрированного описания документооборота в фирме;
- чрезмерная сложность функциональной модели и модели данных. При этом, если функциональная модель допускала иерархическое описание, то модель данных — нет. В итоге соответствующие модели не могут быть использованы высшим руководством при принятии решений;
- привязка функциональной модели к существующей организационной структуре фирмы, в то время как использование преимуществ современных информационных технологий требовало существенной реорганизации последней.
Рассматривая бизнес-процесс как средство решения вышеназванных проблем, мы будем использовать данное ниже (в дальнейшем изложении – узкое)определение.
Бизнес-процесс – описание последовательности работ, направленной на достижение определенной бизнес-цели, обладающее следующими признаками:
- интегрированное описание функций, документов, опосредующих эти работы, и организационных подразделений;
- иерархический характер описания.
Характеристики процесса:
- он может быть нарисован в виде схемы;
- его производительность может быть измерена;
- он может быть улучшен путем выявления соотношений между его компонентами и последующим изменением этих компонентов и их взаимосвязей.
Таким образом, бизнес-процесс здесь и далее рассматривается как основной объект задач управленческой автоматизации в отличие от проектов производственной автоматизации с одной стороны и совершенствования внутренней организации самой информационной системы — с другой. Предметом анализа финансовой отдачи проектов управленческой автоматизации являются затраты на осуществление бизнес-процесса, а также воздействие информации, получаемой в рамках данного бизнес-процесса, на объем и структуру рисков предприятия. В то же время, рассматривая реинжиниринг бизнес-процессов по М. Хаммеру и Д. Чампи, мы будем возвращаться к первоначальному, широкому определению.
В дальнейшем изложении будут также использованы понятия основных и обеспечивающих бизнес-процессов. Под основными бизнес-процессами будут пониматься бизнес-процессы, непосредственно связанные с процессами создания стоимости, то есть создания конечной продукции или услуг. Примеры: разработка продукции, закупка материалов, производство. Совокупность основных бизнес-процессов на отдельно взятом предприятии называется цепью создания стоимости. Под обеспечивающими бизнес-процессами здесь и далее будут пониматься бизнес-процессы, не увеличивающие ценность продукта или услуги для потребителя, но необходимые для деятельности предприятия. Примеры: бухгалтерский учет, финансы, информационные технологии.