СССР и страны военной демократии в послевоенный период

 

С окончанием Второй мировой войны США и их союзники стремились усилить свое влияние в мире, объединить на основе западных ценностей как можно больше стран. СССР действовал также, хотя возможностей для этого было гораздо меньше. Если США не только избежали разрушений и потерь, но в результате войны усилили свои позиции, имея возможность оказывать экономическую и другую помощь в больших размерах, то Советский Союз, наоборот, нуждался в ресурсах для восстановления разорен­ных территорий, решения социальных проблем. Приоритетным направлением внешнеполитической стратегии СССР было уста­новление и упрочение контроля над странами Восточной Европы. Возникновение советской зоны влияния в Восточной Европе Ста­лин считал важнейшим результатом тяжелейшей войны и соби­рался использовать его в полной мере. Именно в этой зоне созда­валось объединение стран, которое вошло в историю как «социалистический лагерь» или «социалистическая система».

В условиях «холодной войны» Восточная Европа стала плац­дармом противостояния Запада (лидером которого были США) и СССР. Великие державы в 1945 г. зафиксировали переход Польши, Чехословакии, Венгрии, Болгарии, Румынии, Югославии, Албании, а также Финляндии, части Германии и Австрии в сферу влияния СССР. Однако признание интересов Советского Союза в этом ре­гионе не рассматривалось ими как согласие на установление со­ветской гегемонии или советского строя. Запад стремился выдви­гать в центр общественной жизни этих стран политиков — носителей идей западных демократий. Для СССР программа-минимум в этом регионе состояла в том, чтобы включить представителей ле­вых (коммунистических и прокоммунистических) сил в состав правительств, программа-максимум — в продвижении этих сил к власти и установлении строя, аналогичного советскому.

В большинстве стран Восточной Европы влияние коммунис­тических и близких к ним левых сил было более значительным. Советское руководство придерживалось новой тактики «мирного перехода к социализму», которая предполагала особый путь этих стран к советской системе, без революции и диктатуры пролетари­ата в форме «народных демократий». На первом этапе поддержи­валось сотрудничество разных политических сил (демократиче­ский блок) во имя восстановления разрушенной экономики, решения социальных задач. Допускалось разделение законодательной и исполнительной ветвей власти, сохранение форм парламен­тской демократии, многопартийности. Намечалась постепенная трансформация частной собственности в «общенародную», т. е. го­сударственную.

Однако обострение международной обстановки, ослабление в послевоенных условиях позиций коммунистических партий (вы­ход коммунистов из французского правительства, поражение ком­мунистов на выборах в сейм (парламент) Финляндии и др.) к середине 1947 г. обусловило изменение политики советского руко­водства в восточно-европейских странах. Ставилась задача — обес­печить условия для рывка коммунистов к власти. Это осуществ­лялось методами, которые были апробированы в 30-е годы в СССР — обвинения политических противников коммунистов в ан­тигосударственных заговорах, шпионаже в пользу западных дер­жав, репрессии. Происходило объединение коммунистов и социа­листов в одну партию при активной помощи Москвы на основе марксистско-ленинской идеологии, предполагавшей единомыслие и запрет на любую фракционную деятельность. Вслед за объеди­нением последовали «чистки» состава. Информбюро(Коминформ), созданное в 1947 г., было призвано объединить усилия компартий восточно-европейских государств по созданию сообщества стран, противостоящих западной системе, унифицировать основные прин­ципы их идеологии и политики на основе марксизма-ленинизма.

1948 г. стал переломным - страны Восточной Европы пошли по советскому пути. Сосредоточение власти в руках коммунисти­ческих партий Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии, Чехослова­кии, Югославии осуществлялось при помощи советского руковод­ства, сопровождалось чистками в рядах руководителей этих партий, выступавших за более «мягкий» (национальный) вариант социа­лизма. Репрессии захватили госаппарат, высшее армейское офи­церство, некоммунистические партии (где они еще сохранились), профсоюзы, кооперативные организации. Давлению Москвы вос­противился ЦК компартии Югославии (Генеральный секретарь ЦК И. Броз Тито). Возник советско-югославский конфликт, который затянулся на многие годы и имел острую форму политического противостояния. Разногласия, которые возникли в 1948 г. между Сталиным и руководителем Югославии И. Броз Тито, были созна­тельно доведены до разрыва отношений между двумя странами. Этот инцидент был использован для массовых чисток партийного аппарата в Венгрии, Румынии, Болгарии, Польше, Чехословакии.

СССР оказывал коммунистическому руководству восточно-ев­ропейских стран, не обладавшему ни опытом, ни соответствующи­ми кадрами, масштабную помощь. Для консультирования и оказа­ния технической помощи направлялись советники и специалисты. Они активно содействовали перестройке экономики на принципах жесткой централизации и государственного контроля, способство­вали развертыванию индустриализации и коллективизации. В1949 г. был создан Совет экономической взаимопомощи (СЭВ),объединяв­ший восточно-европейские и некоторые азиатские страны под эги­дой СССР (в 60-е годы к ним присоединилась Куба).

Армия, органы госбезопасности и другие силовые структуры в восточно-европейских странах были реорганизованы и унифици­рованы по типу советских. Эти страны целенаправленно отсека­лись от информационного воздействия Запада, происходила пере­ориентация на советские информационные источники. При этом информация из СССР и об СССР была строго регламентированной и идеологически выдержанной. Так возникла социалистическая система во главе и под контролем СССР.

Значительный вклад СССР в разгром Японии на завершаю­щем этапе Второй мировой войны усилил его влияние в Азии. Здесь также создается плацдарм социализма. Коммунисты, при поддержке Советского Союза, пришли к власти в Китае, Северной Корее, Северном Вьетнаме. Планировалось расширение азиатского присутствия. В 1950-1953 гг. руководство Северной Кореи пред­приняло попытку вооруженным путем воссоединить страну, унич­тожив, ориентированный на США, режим в Южной Корее. Совет­ская помощь была масштабной — оружие, танки, транспорт, медикаменты. Несколько дивизий истребительной авиации было переброшено в Китай, который также активно участвовал в войне на стороне Северной Кореи. Однако корейская война закончилась неудачей.

После Второй мировой войны развернулся процесс распада колониальной системы Запада. Только за первые 10 лет после мировой войны добились самостоятельности около 40 государств с населением около 1,5 млрд человек. Освобождающиеся от коло­ниальной зависимости страны и народы определяли свой путь развития. Страны Азии, Африки, Латинской Америки на протя­жении нескольких столетий испытывали сильное давление со сто­роны метрополий — западных держав, которые сохраняли здесь значительное влияние. Однако социально-классовые потрясения и конфликты в первой половине XX в., тяжелое наследие колони­альной эпохи привели к тому, что в некоторых странах появились силы, выступавшие за советский путь развития. Бедные страны не имели предпосылок для перехода к рыночным отношениям. В этих условиях марксистско-ленинский социализм казался спасе­нием. Развитие на его основе стран, освободившихся от колони­альной зависимости, в первозданном или опосредованном нацио­нальными особенностями виде активно пропагандировалось и поддерживалось коммунистическим руководством СССР. Выбор странами этого варианта модернизации рассматривался как под­тверждение правильности марксистско-ленинского предсказания о победе социализма во всем мире. Помощь СССР была разносто­ронней — безвозмездные кредиты, поставки оружия, подготовка кадров, строительство заводов, ГЭС, больниц и т. п. Эти государства не включались непосредственно в социалистический лагерь, но входили в зону геополитического влияния СССР и назывались странами «социалистической ориентации».