СССР и страны военной демократии в послевоенный период
С окончанием Второй мировой войны США и их союзники стремились усилить свое влияние в мире, объединить на основе западных ценностей как можно больше стран. СССР действовал также, хотя возможностей для этого было гораздо меньше. Если США не только избежали разрушений и потерь, но в результате войны усилили свои позиции, имея возможность оказывать экономическую и другую помощь в больших размерах, то Советский Союз, наоборот, нуждался в ресурсах для восстановления разоренных территорий, решения социальных проблем. Приоритетным направлением внешнеполитической стратегии СССР было установление и упрочение контроля над странами Восточной Европы. Возникновение советской зоны влияния в Восточной Европе Сталин считал важнейшим результатом тяжелейшей войны и собирался использовать его в полной мере. Именно в этой зоне создавалось объединение стран, которое вошло в историю как «социалистический лагерь» или «социалистическая система».
В условиях «холодной войны» Восточная Европа стала плацдармом противостояния Запада (лидером которого были США) и СССР. Великие державы в 1945 г. зафиксировали переход Польши, Чехословакии, Венгрии, Болгарии, Румынии, Югославии, Албании, а также Финляндии, части Германии и Австрии в сферу влияния СССР. Однако признание интересов Советского Союза в этом регионе не рассматривалось ими как согласие на установление советской гегемонии или советского строя. Запад стремился выдвигать в центр общественной жизни этих стран политиков — носителей идей западных демократий. Для СССР программа-минимум в этом регионе состояла в том, чтобы включить представителей левых (коммунистических и прокоммунистических) сил в состав правительств, программа-максимум — в продвижении этих сил к власти и установлении строя, аналогичного советскому.
В большинстве стран Восточной Европы влияние коммунистических и близких к ним левых сил было более значительным. Советское руководство придерживалось новой тактики «мирного перехода к социализму», которая предполагала особый путь этих стран к советской системе, без революции и диктатуры пролетариата в форме «народных демократий». На первом этапе поддерживалось сотрудничество разных политических сил (демократический блок) во имя восстановления разрушенной экономики, решения социальных задач. Допускалось разделение законодательной и исполнительной ветвей власти, сохранение форм парламентской демократии, многопартийности. Намечалась постепенная трансформация частной собственности в «общенародную», т. е. государственную.
Однако обострение международной обстановки, ослабление в послевоенных условиях позиций коммунистических партий (выход коммунистов из французского правительства, поражение коммунистов на выборах в сейм (парламент) Финляндии и др.) к середине 1947 г. обусловило изменение политики советского руководства в восточно-европейских странах. Ставилась задача — обеспечить условия для рывка коммунистов к власти. Это осуществлялось методами, которые были апробированы в 30-е годы в СССР — обвинения политических противников коммунистов в антигосударственных заговорах, шпионаже в пользу западных держав, репрессии. Происходило объединение коммунистов и социалистов в одну партию при активной помощи Москвы на основе марксистско-ленинской идеологии, предполагавшей единомыслие и запрет на любую фракционную деятельность. Вслед за объединением последовали «чистки» состава. Информбюро(Коминформ), созданное в 1947 г., было призвано объединить усилия компартий восточно-европейских государств по созданию сообщества стран, противостоящих западной системе, унифицировать основные принципы их идеологии и политики на основе марксизма-ленинизма.
1948 г. стал переломным - страны Восточной Европы пошли по советскому пути. Сосредоточение власти в руках коммунистических партий Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии, Чехословакии, Югославии осуществлялось при помощи советского руководства, сопровождалось чистками в рядах руководителей этих партий, выступавших за более «мягкий» (национальный) вариант социализма. Репрессии захватили госаппарат, высшее армейское офицерство, некоммунистические партии (где они еще сохранились), профсоюзы, кооперативные организации. Давлению Москвы воспротивился ЦК компартии Югославии (Генеральный секретарь ЦК И. Броз Тито). Возник советско-югославский конфликт, который затянулся на многие годы и имел острую форму политического противостояния. Разногласия, которые возникли в 1948 г. между Сталиным и руководителем Югославии И. Броз Тито, были сознательно доведены до разрыва отношений между двумя странами. Этот инцидент был использован для массовых чисток партийного аппарата в Венгрии, Румынии, Болгарии, Польше, Чехословакии.
СССР оказывал коммунистическому руководству восточно-европейских стран, не обладавшему ни опытом, ни соответствующими кадрами, масштабную помощь. Для консультирования и оказания технической помощи направлялись советники и специалисты. Они активно содействовали перестройке экономики на принципах жесткой централизации и государственного контроля, способствовали развертыванию индустриализации и коллективизации. В1949 г. был создан Совет экономической взаимопомощи (СЭВ),объединявший восточно-европейские и некоторые азиатские страны под эгидой СССР (в 60-е годы к ним присоединилась Куба).
Армия, органы госбезопасности и другие силовые структуры в восточно-европейских странах были реорганизованы и унифицированы по типу советских. Эти страны целенаправленно отсекались от информационного воздействия Запада, происходила переориентация на советские информационные источники. При этом информация из СССР и об СССР была строго регламентированной и идеологически выдержанной. Так возникла социалистическая система во главе и под контролем СССР.
Значительный вклад СССР в разгром Японии на завершающем этапе Второй мировой войны усилил его влияние в Азии. Здесь также создается плацдарм социализма. Коммунисты, при поддержке Советского Союза, пришли к власти в Китае, Северной Корее, Северном Вьетнаме. Планировалось расширение азиатского присутствия. В 1950-1953 гг. руководство Северной Кореи предприняло попытку вооруженным путем воссоединить страну, уничтожив, ориентированный на США, режим в Южной Корее. Советская помощь была масштабной — оружие, танки, транспорт, медикаменты. Несколько дивизий истребительной авиации было переброшено в Китай, который также активно участвовал в войне на стороне Северной Кореи. Однако корейская война закончилась неудачей.
После Второй мировой войны развернулся процесс распада колониальной системы Запада. Только за первые 10 лет после мировой войны добились самостоятельности около 40 государств с населением около 1,5 млрд человек. Освобождающиеся от колониальной зависимости страны и народы определяли свой путь развития. Страны Азии, Африки, Латинской Америки на протяжении нескольких столетий испытывали сильное давление со стороны метрополий — западных держав, которые сохраняли здесь значительное влияние. Однако социально-классовые потрясения и конфликты в первой половине XX в., тяжелое наследие колониальной эпохи привели к тому, что в некоторых странах появились силы, выступавшие за советский путь развития. Бедные страны не имели предпосылок для перехода к рыночным отношениям. В этих условиях марксистско-ленинский социализм казался спасением. Развитие на его основе стран, освободившихся от колониальной зависимости, в первозданном или опосредованном национальными особенностями виде активно пропагандировалось и поддерживалось коммунистическим руководством СССР. Выбор странами этого варианта модернизации рассматривался как подтверждение правильности марксистско-ленинского предсказания о победе социализма во всем мире. Помощь СССР была разносторонней — безвозмездные кредиты, поставки оружия, подготовка кадров, строительство заводов, ГЭС, больниц и т. п. Эти государства не включались непосредственно в социалистический лагерь, но входили в зону геополитического влияния СССР и назывались странами «социалистической ориентации».