Уровни сформированности целеполагания

 

Уровень Стадия Критерии
Низкий   Средний     Высокий А. Нулевая Б. Начальная А. Подмены задач Б. Принятия позна­вательной задачи А. Переопределения практической задачи в познавательную Б. Самостоятельной постановки новых учебных целей Быстро отвлекается от работы Выполняет только практические задачи В ходе выполнения переопределяет познавательную задачу в практическую Принятая познавательная цель сохраняется при выполнении учебных действий в известной учебной ситуации Столкнувшись с новой практической задачей, самостоятельно формирует познавательную цель и строит действия в соответствии с ней   Самостоятельно формирует новые познава­тельные цели, выходя за пределы требований программы

Ядро учебной деятельности - усвоение. Усвоение, согласно терминологии А. Н. Леонтьева, есть «присвоение» социокультурного опыта.

Усвоение как результат учебной деятельности характеризуется: 1) прочностью; 2) системностью; 3) качественностью.

В. В. Давыдов обращает внимание на то, что усвоение научных знаний и соответствующих им умений выступает как основная цель и главный результат деятельности [10].

С. Л. Рубинштейн отмечает, что процесс прочного усвоения знаний -центральная часть процесса обучения. Это психологически очень сложный процесс. Он никак не сводим к памяти или к прочности запоминания. В него включается восприятие материала, его осмысливания, его запоминание и овладение им, которое дает возможность свободно им пользоваться в различных ситуациях, по-разному им оперировать и т. д. [50].

Дж. Брунер писал: «... освоение некоторого предмета включает три процесса, протекающих почти одновременно. Первый из них - получение новой информации. Второй аспект обучения можно определить как трансформацию знаний. Это процесс перестройки наличного знания, приспосабливающий последние к решению новых задач. Третья сторона обучения-это проверка степени адекватности применяемых способов обращения с информацией, содержащейся в задаче.» [5. С. 3].

И. И. Ильясов считает, что достаточно выделить только два компонента:1) получение усваиваемых знаний об объекте и действия с ним и 2) обработка знаний и действий [16].

В. П. Беспалько приводит схему поэтапного восхождения по уровням усвоения.

Нулевой уровень усвоения - «понимания» - характеризуется отсутствием у обучающегося опыта (знаний) в конкретном виде деятельности, но вместе с тем свидетельствует о его способности к восприятию новой информации, т. е. о наличии обучаемости.

Первый уровень - «узнавание» - означает, что обучающийся выполняет каждую операцию деятельности, опираясь на описание действия подсказку, намек. Это уровень репродуктивной деятельности.

Второй уровень усвоения - «воспроизведение» - обучающийся самостоятельно воспроизводит и применяет информацию в ранее рассмотренных типовых ситуациях. Это также уровень репродукции.

Третий уровень - «применение» •- характеризует способность обучающегося использовать приобретенные знания и умения в нетиповых ситуациях. Это уже можно считать продуктивным уровнем.

Четвертый уровень усвоения - «творчество» - означает, что человек, действуя в известной ему сфере деятельности, в непредвиденных ситуациях создает новые правила, алгоритмы действий, т. е. новую информацию [4].

В табл. 19 приведены уровни учебных действий, а также соответствую­щие им стадии и определенные при этом критерии.


Таблица 19