Тема 2.1 Социально-психологичсекие закономерности общения

Библиографический список

1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 1997.

2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - СПб.: Питер, 2001.

3. Аронсон Э. Общественное животное: Введение в социальную психологию: Учебное пособие для вузов. – М., 1999.

4. Ковалев А.Г. О предмете социальной психологии. //Вестник ЛГУ. – Л., 1959. - № 11.

5. Майерс Д. Социальная психология. – СПб., 1997.

6. Милграм С. Эксперимент в социальной психологии. – СПб., 2000.

7. Московичи С. Общество и теория в социальной психологии. //Современная зарубежная социальная психология. Тексты. - М., 1984.

8. Основы социально-психологической теории: Учебное пособие. /Под ред. А.А.Бодалёва, А.Н.Сухова. – М., 1995.

9. Пайнс Э., Маслая К. Практикум по социальной психологии. – СПб., 2000.

10. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. - М., 1971.

11. Пэнто Р., Гравитц М. Методы социальных наук. - М., 1972.

12. Современная зарубежная социальная психология: Тексты. /Под ред. Г.М.Андреевой и др. – М., 1984.

13. Социальная психология в трудах отечественных психологов. /Сост. А.Л.Свенцицкий – СПб., 2000.

14. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,1998.

15. Шибутани Т. Социальная психология. – М., РнД., 1999.

16. Шихирев П.Н. Современная социальная психология: Учебное пособие для вузов. – Екатеринбург, М., 2000.

Совместная деятельность людей делает необходимым существование такого средства взаимодействия как общение. Во многих сферах профессиональной жизни, в управленческой особенно, уровень компетентности работника зависит не от того, насколько он «технически» подготовлен, а от умения общаться, связанного с особыми коммуникативными способностями. Подготовка специалистов в области коммуникативных умений опирается на психологию общения, некоторые основы которой будут описаны далее.

Как синоним термина "общение" часто используется термин "коммуникация". Поэтому многие характеристики общения рассматриваются как коммуникативные. Например, коммуникативная компетентность — это способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Для эффективной коммуникации характерно: достижение взаимопонимания партнеров, лучшее понимание ситуации и предмета общения (достижение большей определенности в понимании ситуации способствует разрешению проблем, обеспечивает достижение целей с оптимальным расходованием ресурсов). Коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построенияэффективной коммуникации в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия.

Средства общения можно определить как способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения. Человек имеет различные способы-средства: язык и другие знаковые системы, телесный, визуальный контакт и другие.

В зависимости от средств общения, оно может быть непосредственным (с помощью естественных органов человека) и опосредованным (используются специальные материальные или культурные средства), прямым (осуществляется при личном контакте) и косвенным (с помощью посредников).

Тактика общения — это реализация в конкретной ситуации коммуникативной стратегии на основе владения техниками и знания правил общения. Техника общения — это совокупность конкретных коммуникативных умений говорить и умений слушать.

В психологии выделяют три функции общения (иногда их называют сторонами, аспектами), которые позволяют более четко структурировать этот процесс. Среди них: коммуникативная, включающая обмен информацией; интерактивная, предусматривающая организацию взаимодействия; перцептивная, отражающая процесс восприятия и понимания другого человека. Когда говорят о структуре общения то также рассматривают коммуникативную, интерактивную и перцептивную его составляющие.

Особое место в ряду многообразия видов общения занимает педагогическое общение. Педагогическое общение — это общение между преподавателем и обучаемым или воспитанником, между родителями и их детьми. Оно направлено на создание благоприятного психологического климата, достижение оптимального состояния учебно-воспитательного процесса и эффективное достижение педагогической цели. Здесь особое место и роль принадлежит педагогу. Он должен овладеть искусством, мастерством педагогического общения (см.табл.9.1).

Функционально педагогическое общение является контактным, информационным, побудительным, «субъект-субъектным и характеризуется полиобъектной направленностью. Одним из главных критериев такого общения является создание благоприятного психологического климата при обучении и повышение эффективности учебной деятельности в целом.

В качестве ведущих критериев (признаков) оптимального педагогического общения можно считать такие, как высокий авторитет педагога у обучаемых и воспитуемых, основанный на эмпатии, совершенство во владении психологическими технологиями и техниками, опыт, сочетаемый с творчеством во взаимосвязях и отношениях. Руководствуясь этими критериями, можно выделить типы общения, определить его стиль. Наиболее изученными является проявление социально-психологических стилевых особенностей в рамках авторитарного, демократического и попустительского стилей в педагогическом процессе.

Таблица 2

Эффективное и неэффективное поощрение при педагогическом общении

 

Эффективное поощрение Неэффективное поощрение
1. Осуществляется постоянно 1. Осуществляется от случая к случаю
2. Сопровождается объяснением, что именно достойно поощрения 2. Делается в общих чертах  
3. Учитель проявляет заинтересованность в успехах учащегося 3. Учитель проявляет минимальное, фор­мальное внимание к успехам учащегося
4. Учитель поощряет достижение определенных результатов 4. Учитель отмечает участие в работе вообще
5. Учитель сообщает учащемуся о значимости достигнутых результатов 5. Дает учащемуся сведения о его дости­жениях, не подчеркивая их значимость
6. Учитель ориентирует учащегося на умение организовать работу с целью достижения хороших результатов 6. Учитель ориентирует учащегося на сравнение своих результатов с результатами других, на соревнование
7. Учитель дает сравнение прошлых и настоящих достижении учащегося 7. Достижения учащегося оцениваются в сравнении с успехами других
8. Поощрение для данного учащегося соразмерно затраченным этим учащимся усилиям 8. Поощрение независимо от усилии, затраченных учащимся
9. Учитель связывает достигнутое с затраченными усилиями полагая, что та кои успех может быть достигнут и впредь 9. Учитель связывает достигнутый результат только с наличием способностей или благоприятных обстоятельств
10. Учитель воздействует на мотивационную сферу личности учащегося, опираясь на внутренние стимулы учащийся с удовольствием выполняет задание либо потому, что оно интересно либо потому, что хочет развить соответствующее умение и получить удовлетворение от самого про­цесса обучения 10. Учитель опирается на внешние стимулы учащийся старается лучше выполнить задание, чтобы заслужить похвалу учителя или победить в соревновании, получить награду и т. д.