Контрольной группы

При наличии контрольной группы можно пойти двумя путями:

- можно сопоставлять значения «до» и «после» отдельно по экспериментальной и контрольной группам, используя для этого Т-критерий Вилкоксона,

- можно сопоставлять сдвиги в двух группах, используя критерии Q Розенбаума, U Манна-Уитни, φ* Фишера, сопоставляя между собой не абсолютные значения, а показатели сдвигов в экспериментальной и контрольной группах.

Покажу оба варианта на примерах.

Вариант 1.

Продолжу предыдущий пример. Мы посчитали достоверность сдвигов в умении снижать эмоциональное напряжение после прохождения тренинговой программы в экспериментальной группе, используя Т-критерий Вилкоксона. Посчитаем теперь достоверность сдвигов в контрольной группе.

Таблица 18.

№ п/п Код испытуемого (контрольная группа) Снижение эмоционального напряжения Разность (tпосле- tдо) Абсолютное значение разности Ранг
До (tдо) После (tпосле)
---
-1
-1
-2 9,5
9,5
---
9,5
-2 9,5
---
            ΣR=78

Исключим нулевые сдвиги. n = 12.

Типичный сдвиг – в сторону увеличения показателей.

Шаг 4. Проранжируем абсолютные величины сдвигов. Проверим совпадение суммы рангов с расчетной.

Шаг 5. Отметим нетипичные сдвиги в таблице цветом.

Шаг 6. Подсчитаем сумму рангов нетипичных сдвигов.

Шаг 7. Определим критические значения Т для данного n по Таблице 5 Приложения 3.

Ответ: Н0 принимается. Сдвиги в оценке умения снижать эмоциональное напряжение в контрольной группе недостоверны.

В целом, сопоставляя результаты экспериментальной (сдвиги достоверны) и контрольной групп (сдвиги не достоверны), можно предположить достоверные различия между группами. Однако это будут только предположения.

 

Вариант 2.

Продолжу все тот же пример про коммуникативные навыки и их формирование в тренинговой программе. Теперь мы пойдем другой дорогой, высчитывая достоверность различий между экспериментальной и контрольной группами, сопоставляя величины сдвигов. Составим вспомогательную таблицу, перенеся сюда значения сдвигов в экспериментальной и контрольной группах, упорядочив значения (Табл. 19).

Давайте порассуждаем о том, какой метод выбрать. Метод Q Розенбаума не подойдет, т.к. «несовпадающих» значений в группах очень мало. Метод U Манна-Уитни, скорее всего, тоже не подойдет, т.к. слишком большая «зона перекрытия» данных в группах. Остается φ* Фишера (см. алгоритм на странице 62).


Таблица 19.

Экспер.гр. Контр.гр.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
-1 -1
-1 -1
-2 -2
  -2

    Тренинг направлен на формирование коммуникативных навыков, поэтому в качестве «эффекта» мы будем рассматривать положительные сдвиги, «нет эффекта» - отрицательные и нулевые сдвиги. Составим вспомогательную таблицу для расчета φ* критерия.
Таблица 20.

Группы «есть эффект», положительные сдвиги «нет эффекта», отрицательные и нулевые сдвиги Суммы
Кол-во % доля Кол-во % доля
экспериментальная (75 %) (25 %)
контрольная (53 %) (47 %)
Суммы    

Шаг 9. Определим по Таблице 4 Приложения 3 величины угла φ:

φ1(75 %)= 2,094; φ2(53 %)=1,631

Шаг 10. Подсчитаем эмпирическое значение φ* по формуле:

Шаг 11. Сопоставим эмпирическое значение с критическим значением.

 

Ответ: Н0 принимается. Различия между группами по сдвигам в сторону увеличения умения снижать эмоциональное напряжение не является достоверным.

Обратите внимание, этот метод оказался более «жестким» при определении достоверности различий между группами.