АНКЕТА И ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА

 

В процессе анкетирования невозможно получить данные о психических процессах, свойствах личности, зато можно выявить оценки, мнения, установки, стереотипы восприятия и т.д. Прежде чем формулировать вопросы, определитесь, что Вы хотите выяснить с помощью анкеты (цель анкеты), обозначьте критерии оценки. Выделите блоки информации, которую требуется собрать. Это очень важно, т.к. в соответствии с этими блоками будет осуществляться и обработка, и интерпретация ответов испытуемых.

Анкета состоит из вопросов разного вида. Давайте рассмотрим несколько классификаций вопросов анкеты[3].

 

 

В анкете могут использоваться вопросы только одного вида – открытые или закрытые, а бывает, что представлены и те, и другие. С точки зрения обработки результатов и экономии сил и времени закрытые анкеты предпочтительнее, достаточно сразу при составлении анкеты продумать по возможности все возможные ответы и оставить один ответ открытый: «- другое (укажите, что) ……».

 

Хорошая анкета содержит все эти виды вопросов.

 

Однако знания того, какие бывают вопросы, естественно, еще не достаточно для составления анкеты. Существует несколько несложных правил, соблюдая которые, Вы сможете сделать качественную анкету:

° вопросы должны формулироваться на понятном для испытуемых языке, для их уровня образования и культуры. Например, вопрос «Устраивает ли Вас стиль педагогического общения, используемый вашим учителем» для младших школьников непонятен, т.к. понятие «стиль педагогического общения» детьми не используется;

° формулировки должны носить нейтральный характер и не содержать оценочных суждений (например, непрофессионально звучат вопросы «Как ты учишься», «Доставляет ли тебе общение с другом удовольствие?»);

° вопросы, содержание которых раскрывает нежелательное в общественном плане поведение, лучше задавать в косвенном, проективном виде. Например, «Ученика, который употребляет алкогольные напитки, можно назвать…»;

° соблюдайте очередность вопросов. Первые вопросы должны вызывать интерес испытуемых и желание отвечать на последующие. А это значит, что не стоит задавать в самом начале вопросы, на которые можно ответить, только предварительно подумав. Это как воронка, которая постепенно затягивает испытуемого и он, ответив на первый вопрос, автоматически начинает отвечать на следующий. И еще: не стоит задавать первыми вопросы на интимные темы, например, «Вы воспитываетесь в семье, где есть оба родителя?».

Условно в анкете можно выделить три части (их не надо подписывать):

1) Вводная часть, в которой содержится обращение к опрашиваемому, указывается цель опроса, способ заполнения анкеты, подчеркивается анонимность. Эта часть может быть минимальной, но помните: если испытуемый не имеет никакой информации о цели исследования, то он обязательно предположит ее сам, а кто Вам сказал, что это предположение будет способствовать достижению Вашей цели?! Особенно это важно при обращении к педагогам и родителям!

2) Основная часть, самая большая по объему, в ней содержатся вопросы, с помощью которых Вы собираетесь раскрыть интересующую проблему.

3) «Объективка» или «паспортичка». Только в конце анкеты, когда опрашиваемый уже «привык» к Вам и Вашим вопросам, можно задать вопросы о самом испытуемом: пол, возраст, профессиональная группа, стаж работы, образование, вероисповедание и т.д. (в зависимости от того, что Вам действительно необходимо знать для решения поставленных задач).

 

Метод экспертной оценки

Итак, Вы составили анкету, но это еще только «сырой» материал. Чтобы она стала измерительным инструментом, необходимо провести ее оценку. Для этого используют метод экспертной оценки[4]. Другими словами, Вашу анкету должны посмотреть другие люди (по пословице «один ум хорошо, а два – лучше!»). Это могут быть как педагоги, обладающие опытом составления анкет, а могут быть и одногруппники, важно, чтобы их было не менее 10 человек. Метод экспертной оценки при всей его кажущейся простоте очень эффективен при определении качества инструмента. Его можно использовать даже для определения температуры в помещении, если под руками не оказалось термометра. Поэкспериментируйте, спросите у одногруппников их мнение о температуре в кабинете, высчитайте среднее арифметическое значение (т.е. сложите все ответы и разделите на количество опрошенных), а затем проверьте, взглянув на принесенный вами термометр.

Но вернемся к анкете. Предложите экспертной группе оценить Вашу анкету. Пусть каждый эксперт по трехбальной шкале оценит каждое задание по следующим параметрам:

а) соответствие цели: 1 балл – соответствует, 2 балла – частично соответствует, 3 балла – не соответствует;

б) однозначность формулировки вопроса: 1 балл – однозначна, 2 балла – не совсем однозначна, 3 балла – неоднозначна;

в) пригодность вариантов ответа: 1 балл – подходит, 2 балла – частично подходит, 3 балла – не подходит. Полученные результаты занесите в таблицу:

Таблица 1.

Протокол экспертной оценки

Эксперты В о п р о с ы
N
а б в а б в а б в а б в
                         
                         
                         
                         
                         

Посчитайте средний балл экспертной оценки каждого вопроса по всем трем показателям. Если по какому-либо показателю средний балл больше 2,0 – это означает непригодность для использования в анкете (либо не соответствует цели, либо неоднозначная формулировка вопроса и ее следует переделать, либо неудачные варианты ответов, также требующие доработки).

Проведите необходимую корректировку анкеты и займитесь оформлением ее внешнего вида. Анкета должна иметь презентабельный вид, неряшливость при ее оформлении вызовет «неряшливость» при ее заполнении. Это как конфетка в красивой упаковке, притягивающая взор и непроизвольное внимание. Инструмент готов к применению!

Примите в качестве совета: всегда лучше воспринимаются анкеты, которые лежат перед глазами, а не читаются вслух, и которые можно заполнять там же, а не на отдельном листе (хотя это повысит Ваши расходы).

Ну и совсем в нескольких словах – про использование метода наблюдения в исследовании.