Корреляционные планы
Отличие такого рода планов – в отсутствии специального воздействия на испытуемых, организованного Вами. Здесь выдвигается гипотеза о наличии достоверной связи между несколькими переменными. Само слово «корреляция» означает «связь». Как известно, в человеке нет случайных особенностей и все его свойства взаимосвязаны. Но часто проводятся специальные исследования, чтобы доказать это. Например, уровень мотивации связан с эффективностью обучения, тревожность человека связана с его самооценкой и т.д. При корреляционном исследовании все переменные – зависимые. В самом общем виде корреляционный план можно представить в виде матрицы:
| Показатели (переменные) | |||||
… | … | n | ||||
Иванов И. | ||||||
Петрова А. | ||||||
Сидорова К. | ||||||
… | ||||||
… | ||||||
Тараторкин О. |
Связь (корреляция) между переменными может быть разных видов. Чаще всего говорят о положительной и отрицательной корреляции. При положительной корреляции высокие показатели одной переменной (х) соответствуют высоким показателям другой переменной (y). Посмотрите это на рисунке 3. Каждая точка – это данные одного испытуемого.
При отрицательной корреляции высокие показатели одной переменной соответствуют низким показателям другой (рисунок 4).
.
Возможна ситуация, когда связь полностью отсутствует (рисунок 5).
Корреляционная связь выражается коэффициентом, который может лежать в диапазоне от –1 до +1. И чем ближе к единице коэффициент, тем сильнее связь. Сопоставляются показатели, расположенные в столбцах таблицы. Если вы считаете коэффициент корреляции вручную, то нужно выбрать, какие показатели Вам важнее всего сопоставить, а если используется компьютерная обработка, то чаще всего сопоставляют «все со всем», а уже потом пытаются определить, что дает каждая цифра и что она может означать.
Рассмотрим примеры таких планов.
s Сравнение двух групп. Этот план используют тогда, когда нужно сравнить две группы по уровню (степени выраженности) какого-либо признака. Например, два класса по уровню успеваемости, мальчиков и девочек по уровню интеллекта или экстраверсии.
s Исследование одной группы в разных условиях. Например, мы проверяем, зависит ли поведение детей от присутствия учителя. Тогда фиксируются психологические особенности поведения в двух разных ситуациях. По сути, сами условия тогда выступают как экспериментальное воздействие.
Итак, Вы проделали еще один шаг – выбрали план исследования. Теперь, прежде чем начать исследование, необходимо определиться с методами диагностики. Это совсем не обязательно психологическая диагностика с помощью психологических тестов. Когда Вы опрашиваете учащихся, чтобы узнать уровень их подготовленности – Вы тоже проводите диагностику! Особенно часто это используется в курсовых и выпускных квалификационных работах студентов, где цель – определить эффективность разработанной Вами методики проведения уроков по какой-то теме. Диагностируя уровень знаний до и после, Вы фактически проводите классический эксперимент (не забудьте только о введении контрольной группы, в которой такие занятия не проводятся)!
В качестве диагностического метода используются иногда анкеты, составляемые самими студентами. Здесь тоже есть ряд подводных камней, которые необходимо обойти, чтобы не быть обвиненными в использовании некачественного инструментария. Как же составить анкету и что с ней делать дальше?