Корреляционные планы

Отличие такого рода планов – в отсутствии специального воздействия на испытуемых, организованного Вами. Здесь выдвигается гипотеза о наличии достоверной связи между несколькими переменными. Само слово «корреляция» означает «связь». Как известно, в человеке нет случайных особенностей и все его свойства взаимосвязаны. Но часто проводятся специальные исследования, чтобы доказать это. Например, уровень мотивации связан с эффективностью обучения, тревожность человека связана с его самооценкой и т.д. При корреляционном исследовании все переменные – зависимые. В самом общем виде корреляционный план можно представить в виде матрицы:

Определяется связь между переменными {1-2}, {1-3}, {1- …}, {1 - n }; {2-3}, {2-…}, {2- n }; {3-…}, {3- n}; {…- …}, {…- n}, т.е. все возможные пары либо только те, которые необходимы в исследовании.
Испытуемые

Показатели (переменные)
n
Иванов И.            
Петрова А.            
Сидорова К.            
           
           
Тараторкин О.            

 

Связь (корреляция) между переменными может быть разных видов. Чаще всего говорят о положительной и отрицательной корреляции. При положительной корреляции высокие показатели одной переменной (х) соответствуют высоким показателям другой переменной (y). Посмотрите это на рисунке 3. Каждая точка – это данные одного испытуемого.

При отрицательной корреляции высокие показатели одной переменной соответствуют низким показателям другой (рисунок 4).

.

 

 


Возможна ситуация, когда связь полностью отсутствует (рисунок 5).

Корреляционная связь выражается коэффициентом, который может лежать в диапазоне от –1 до +1. И чем ближе к единице коэффициент, тем сильнее связь. Сопоставляются показатели, расположенные в столбцах таблицы. Если вы считаете коэффициент корреляции вручную, то нужно выбрать, какие показатели Вам важнее всего сопоставить, а если используется компьютерная обработка, то чаще всего сопоставляют «все со всем», а уже потом пытаются определить, что дает каждая цифра и что она может означать.

Рассмотрим примеры таких планов.

s Сравнение двух групп. Этот план используют тогда, когда нужно сравнить две группы по уровню (степени выраженности) какого-либо признака. Например, два класса по уровню успеваемости, мальчиков и девочек по уровню интеллекта или экстраверсии.

s Исследование одной группы в разных условиях. Например, мы проверяем, зависит ли поведение детей от присутствия учителя. Тогда фиксируются психологические особенности поведения в двух разных ситуациях. По сути, сами условия тогда выступают как экспериментальное воздействие.

 

Итак, Вы проделали еще один шаг – выбрали план исследования. Теперь, прежде чем начать исследование, необходимо определиться с методами диагностики. Это совсем не обязательно психологическая диагностика с помощью психологических тестов. Когда Вы опрашиваете учащихся, чтобы узнать уровень их подготовленности – Вы тоже проводите диагностику! Особенно часто это используется в курсовых и выпускных квалификационных работах студентов, где цель – определить эффективность разработанной Вами методики проведения уроков по какой-то теме. Диагностируя уровень знаний до и после, Вы фактически проводите классический эксперимент (не забудьте только о введении контрольной группы, в которой такие занятия не проводятся)!

В качестве диагностического метода используются иногда анкеты, составляемые самими студентами. Здесь тоже есть ряд подводных камней, которые необходимо обойти, чтобы не быть обвиненными в использовании некачественного инструментария. Как же составить анкету и что с ней делать дальше?