Планы для двух независимых переменных
Здесь все несколько сложнее (хотя, не так страшен черт,..). Каждая независимая переменная своим присутствием может изменить действие второй переменной. Но, в свою очередь, каждая переменная может «быть» (есть воздействие) или «не быть» (нет воздействия), т.е. представлена двойным способом; либо переменная имеет несколько уровней (например, слабое воздействие, среднее и сильное воздействие). Количество групп определяется простым сочетанием возможностей. Тогда и планов несколько. Будьте внимательны к нюансам!
s План для двух независимых переменных и двух уровней
Покажу его сразу на примере: «Тревожность (НП1) и агрессивность (НП2) педагога влияют на продуктивность учебной деятельности ребенка»:
НП2 (агрессивность) | НП1 (тревожность) | |
Есть тревожность | Нет тревожности | |
Есть агрессивность | Группа 1 | Группа 2 |
Нет агрессивности | Группа 3 | Группа 4 |
Или в другой, уже привычной записи (экспериментальные воздействия в группах различные, это выражено индексами):
Г 1 | О1 | Х1,2 |
| ||
Г 2 | О3 | Х2 | О4 | ||
Г 3 | О5 | Х1 | О6 | ||
Г 4 | О7 | - | О8 |
пе, не должна быть представлена ни тревожность, ни агрессивность как личностные качества. Первичная диагностика проводится до (в самом начале) работы педагога с классом (например, в начале 1-го класса), повторная – спустя время (четверть, полгода, год и т.д.). Математически высчитывается достоверность различий в результатах диагностики: О1 »О3 » О5 »О7 (изначальное равенство групп), О2 ¹О4 ¹ О6 ¹О8 (достоверное различие между группами из-за различий в экспериментальном воздействии); О2 ¹О1, О4 ¹О3, О5 ¹О6 (достоверное изменение результатов в группах).
s План для двух независимых переменных, одна имеет два уровня, другая – много уровней
Например: «Наблюдение за работой (НП1) и степень трудности заданий (НП2) влияют на продуктивность решения интеллектуальных задач»
НП1 (наблюдение) | НП2 (трудность задачи) | ||
Легкая (л) | Средняя (с) | Трудная (т) | |
Есть наблюдение (н) | Группа 1 | Группа 2 | Группа 3 |
Нет наблюдения | Группа 4 | Группа 5 | Группа 6 |
Или так:
Г 1 | О1 | Х н, л |
| ||
Г 2 | О3 | Х н, с | О4 | ||
Г 3 | О5 | Х н, т | О6 | ||
Г 4 | О7 | Х -, л | О8 | ||
Г5 | О9 | Х -, с | О10 | ||
Г6 | О11 | Х -, т | О12 |
показателей переменной интервалы, уровни. Например, тревожность не в абсолютных показателях (15, 16, 17, 18, 19, 20, 21,..), а в уровне: низкая (до 17), средняя (18 – 35), высокая (36 и более).