Доминанта Я-концепции Бетанкура

Логичнее всего начать анализ личности Бетанкура с вопроса: слу­чай­ным или закономерным было стирание его индивидуальных черт в ис­тори­ческой памяти? Выдающимся инженером Бетанкура признавали и друзья, и враги; достаточно назвать имена его гонителей: испанского вре­менщика Годоя и российского самодура Александра Вюртембергского. Первый, оп­равдывая свое нежелание финансировать строительство шлю­зов по про­екту Бетанкура, писал: “Изобретение этого знаменитого инже­нера заслу­жили высокую оценку во многих европейских столицах”[31]. Вто­рой в сооб­щении о смерти Бетанкура, пре­одолевая свое крайнее недобро­желательство, все-таки признал в покойном “отличнейшего гене­рала как по обширным и глубоким по знаниям его, так и вообще по досто­инствам, сде­лавшим его ревностнейшим и полезнейшим для части путей сообще­ния”[32]. В научном сообществе Бе­танкура рассматривали как вы­дающе­гося про­должателя дела Монжа, который всегда поддерживал Бе­танкура – своего ученика. “Курс построе­ния машин” Бетанкура и Ланца, опублико­ванный впервые в 1808 г., в те­чение полувека считался в Европе основным учебни­ком и справочником по теории механизмов и машин. Изобретения Бетан­кура в самых различ­ных областях техники были при­знаны и исполь­зованы. Но всего этого было недостаточно для привлече­ния к личности Бетанкура интереса его современников.

Для исследования данной проблемы в теоретико-психологическом плане следует обратиться прежде всего к категории “Я-концепция”. Аме­риканский психолог Т.Шибутани дает ей такое определение: “Говоря о Я-концепции, имеют в виду не некую субстанцию, ограниченную кожей, а комплекс форм поведения – систему организованных действий человека по отношению к самому себе. Я-концепция, следовательно, – это значения, которые формируются в процессе участия в совместных действиях... Мно­гие отличительные черты человеческого поведения обусловлены тем, что люди действуют в символическом окружении и стараются быть такими, какими, по их представлению, они должны быть”[33]. Итак, последователь­ность человеческого поведения обуславливается тем, что человек совер­шает действия в соответ­ствии с системой программ, образующих его представ­ление о себе, с Я-концепцией, которая в свою очередь формируется в резуль­тате взаимодейст­вия личности с окружением. Наиболее ясно кон­такт чело­века с социальной средой описывает теория ролей – шаблонов поведения в кон­кретной си­туации, когда происходит совместное действие с разделе­нием исполните­лей по функциям. Каждый человек имеет в своей Я-кон­цепции большой набор ролей. Например, Бетанкур был отцом, му­жем, учи­телем, инспекто­ром, генералом и т.п. Но интегрированность Я-концепции при­дает так на­зываемая эталонная роль, то есть роль, исполне­ние которой яв­ляется для личности наиболее значимой. Вокруг эталонной роли по сте­пени согласо­ванности с ней располагаются другие роли. Если личность многомерна, то по каждой оси измерения может находиться своя эталон­ная роль, но таких осей не должно быть много. Эталонные роли ор­гани­зуют по­следовательное поведение человека во всех ситуациях, обес­печи­вая роле­вую субордина­цию.

Нет никакого сомнения в том, что самой сильной страстью Бетан­кура было инженерное дело. Оно являлось для Бетанкура не только профессиональным тру­дом, но и блаженством отдыха. Работавший под началом Бетанкура И.С.Резимон (впоследствии генерал-майор, в 1835 г. – и.о. директора института) в статье “О службе и трудах генерал-лейтенанта де Бетанкура” так вспо­минал о своем тогда уже покойном начальнике:

“... Не одни науки занимали его; все механические искусства были ему коротко знакомы. Просвещаясь вместе в практике и теории, он обла­дал в производстве ремесел ловкостью, в которой часто превосходил са­мых искусных работников. Он мог одинаково заниматься и с самым лов­ким то­карем, и с самым обыкновенным плотником. Действуя орудиями с одина­ковым проворством, изобретал те, которых ему недоставало, и с ка­ждым днем расширял он область технологии. Чтобы показать, до какой степени простиралась ловкость его рук, довольно упомянуть о том, что он простою бритвою, без малейшего затруднения, разделял волос по длине”[34].

В психологии творчества неоспоримым постулатом является то, что открытие возможно лишь при бескорыстном отношении к проблеме, нуж­дающейся в решении. Дело не в том, что творческая личность не видит практических выгод для себя в новом решении (чины, деньги, слава и т.п.). Просто эти выгоды не могут быть основным стимулом, мотивирующим деятельность. Задача должна располагать сама по себе, помогать личности избавиться от шаблонов и выйти в зону неизвестного, т.е. освобо­диться от страха (оказаться смешным, неудачником или самонадеянным глупцом). Первооткрыватель творит при господстве позитивных чувств, когда труд и отдых теряют свою противопоставленность. Вторым призна­ком творческой деятельности является ее сверхизбыточность. Творческая деятельность не протекает в служебных или призовых границах. Инже­нер­ное изобретательство Бетанкура было столь обильным, что можно только преклоняться перед сделанным им. Самый крупный отечествен­ный иссле­дователь жизни и творчества Бетанкура А.Н.Боголюбов высказался о нем кратко: “Того, что он сделал только в России, хватило бы на несколько жизней”[35]