Соотношение природного и социального в человеке. Индивид, индивидуальность, личность

Социальный статус и социальные роли личности.

Социальная типология личности.

Социализация.

Концепции личности.

Соотношение природного и социального в человеке. Индивид, индивидуальность, личность.

Тема 5.

ЛИЧНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

 

 

 

Проблема человека, личности является одной из фундаментальных междисциплинарных проблем. На социологию личности заметно влияют философские концепции и психологические теории.

Философия больше оперирует емким понятием «человек», которое включает и его биологическую, и духовную, и культурную природу (социологи берут в расчет прежде всего социальные качества, которые формируются у людей в процессе общежития, несколько абстрагируясь от всего остального). Психология обращает внимание на индивидуальные различия людей: их темперамент, характер, особенности поведения и оценки, изучая, чем и почему они отличаются друг от друга (для социолога «личность» – это, напротив, то, что делает людей похожими друг на друга, т.е. они отмечают в людях социально типическое). Человек, индивид, индивидуальность, личность,- эти близкие, но не тождественные понятия.

Человек -сложная система, в которой соединено биологическое и социальное(биосоциальное существо), высшая ступень эволюции жизни на Земле.

Индивид -единичный представитель социальной общности, экземплярная единица, «один из многих», составляющих социальное целое.

Индивидуальность -то особенное, неповторимое, уникальное, что отличает человека от других.

Какое же содержание вкладывается в понятие "личность"? Сразу возникает ряд вопросов: каждый ли индивид - личность, каковы критерии, дающие основание считать индивида личностью, связаны ли они с возрастом, сознанием, нравственными качествами и пр.

Наиболее широкое "рабочее" определение личности можно сформулировать так: личность - это индивид, включенный в социальные связи и отношения.Ребенок, воспитывающийся в человеческом обществе, уже включен в социальные связи и отношения, которые расширяются и углубляются с каждым днем. В то же время известно, что дитя человека, воспитанное в стае животных, так и не становится личностью. Или, к примеру, в случае тяжелого психического заболевания происходит разрыв, распад социальных связей, индивид утрачивает качества личности. Бесспорно признавая за каждым право быть личностью, в то же время говорят о выдающейся, яркой личности или заурядной и посредственной, нравственной или безнравственной и т. д.

Социологи, как правило, оперируют понятием «личность» для описания социальной сути и социальных качеств человека. В современной социологии личность означает активное социальное начало, некий социально-исторический тип способности к деятельности.

Личностьэто совокупность социально значимых качеств человека, которые формируются в процессе общения и взаимодействия его с другими людьми и делают человека способным к полноценному участию в социальном взаимодействии.

"Личность- целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной деятельности и общения" (Ядов) .

Все определения личности так или иначе обусловливаются двумя противоположными взглядами на ее развитие:

· с точки зрения одних, каждая личность формируется и развивается в соответствии с ее врожденными качествами способностями, а социальное окружение при этом играет весьма незначительную роль;

· другая точка зрения полностью отвергают врожденные внутренние черты и способности личности, считая что личность - это некоторый продукт, полностью формируемый ходе социального опыта.

Это крайние позиции. Личность развивается из биологическ организма исключительно благодаря различным видам социального культурного опыта. При этом не отрицается наличие у нее врожденных способностей, темперамента и предрасположенности, значительно влияющих на процесс формирования личностных черт. Вместе с тем практика показывает, что социальные факторы формирования личности более весомы.

Социологический анализ предполагает определение структуры личности. Существует множество подходов к ее рассмотрению.

Современные отечественные авторы в структуру личности включают три компонента: память, культуру и деятельность. Память включает знания и оперативную информацию; культура - социальные нормы и ценности; деятельность - практическую реализацию потребностей, интересов, желаний личности.

В структуре личности можно выделить индивидуальное и социальное начала. В этом плане личность является "живым противоречием" (Н. Бердяев). С одной стороны, каждая личность уникальна и неповторима, она незаменима и бесценна. Как индивидуальность личность стремится к свободе, самореализации, к отстаиванию своего "Я", своей "самости", ей имманентно присущ индивидуализм. С другой стороны, как социальное существо личность органически включает коллективизм, или универсализм.