Изменение глагола по лицам в зависимости от личного местоимения.
Но следует забывать о сочетании числительного с родительным падежом имени существительного в качестве подлежащего: один мальчик — два мальчика — пять мальчиков (приблизительно II класс). Здесь придётся остановиться на особенностях употребления падежа имени существительного с именем числительным: после числительных 2, 3, 4 и составных числительных, оканчивающихся на 2, 3, 4, требуется родительный падеж единственного числа (2, 3, 4 стола, парты), после числительных 5, 6 и т. д. до 1000 ставится родительный падеж множественного числа (5 столов, парт), после числительного 1, 21, 31 и т. д. (все они имеют на конце 1) ставится именительный падеж единственного, числа (1, 21, 31 стол, парта).
Выражение глагольного сказуемого. Основным морфологическим средством выражения сказуемого является глагол в формах времени. На протяжении всех четырёх лет глухонемые постепенно овладевают этими формами.
Ошибки в области глагольных форм, встречающиеся в письменных работах глухонемых, относятся главным образом к употреблению таких важных категорий, как лицо, время, вид, возвратная и невозвратная формы. Ученики не пользуются другими наклонениями, кроме форм изъявительного наклонения. Обилие ошибок в употреблении глагольных форм говорит прежде всего о том, что глагол как очень сложная языковая категория представляет для глухого школьника большие трудности, которые можно сопоставить лишь с трудностями при усвоении падежных форм имён существительных. Глагол сочетает в себе вещественные и грамматические значения (например, категория вида и категория залога), он вмещает в себя несколько грамматических значений: и время, и наклонение, и вид, и залог, и указание на лицо и число. Кроме того, глагол согласуется с подлежащим в лице, числе и роде (прошедшее время) и в то же время управляет второстепенными членами (иногда несколькими), причём смысловые отношения между глаголом-сказуемым и этими последними могут быть различными в разных предложениях. Всё это представляет сложности для глухих учащихся.
Из глагольных форм лица ученики употребляют в основном 3-е лицо, преимущественно единственного числа; остальные глагольные формы лица в речи глухонемых детей не встречаются или встречаются иногда, случайно. Объясняется это явление тем, что обычно недостаточное внимание уделяется работе над разговорной речью, над диалогом. Т.О., следует обратить внимание на сочетания личных глаголов с личными местоимениями, систематически вводя их в упражнения. Сначала работа ведётся с глаголами прошедшего времени. Позже, приблизительно со II класса, личные местоимения соединяются с глаголами настоящего и отчасти будущего времени. Правильно образуя формы настоящего и прошедшего времени, глухонемые школьники I и II классов часто в своей речи смешивают формы этих времён. Не редкость в работах учеников встретить такие предложения: Дети гуляли, играют, Вова убежал домой, смотрит, кричал. Ошибки подобного рода объясняются бессистемностью в работе над категорией времени. Это особенно касается начального периода, когда безразлично пользуются временными формами глагола, либо тренируются только в какой-то одной временной форме, большей частью в форме прошедшего времени, забывая о других формах. Несомненно, что прежде всего следует начинать с глаголов настоящего времени и тренировать учащихся в употреблении их настолько, чтобы значение этого времени было вполне понятно. При этом вначале даётся основное значение настоящего времени — действие, происходящее в момент речи. Настоящее время со значением постоянного действия (например: Летом идёт дождь, Зимой стоят морозы) может быть введено лишь впоследствии. Уже в первый год обучения следует проводить работу над прошедшим временем, значение которого выясняется из сопоставления с настоящим. Указывается на суффикс -л, как на признак этого времени, на способы соединения глагола-сказуемого с подлежащим (согласование в числе, а если глагол употреблён в единственном числе, то и в роде).
Правильное понимание глагольных форм времени в их соотношении возможно лишь в связном тексте, а не в отдельных предложениях. Поэтому пользование в классе связными текстами очень полезно для того, чтобы научить детей различать значение настоящего и прошедшего времени.
Будущее время, более редкое в речи, усваивается лишь на прочной базе настоящего и прошедшего времени. Поэтому не следует спешить с переходом к будущему времени. Во всяком случае выяснить его значение следует лишь во второй половине II класса, что не исключает возможности пользоваться им в разговорной речи раньше. Зато в дальнейшем нельзя оставлять без внимания форм этого времени, следует вводить их в упражнения и добиваться от ученика понимания значения этого времени. В IV классе, когда происходит обобщение грамматического материала предыдущих классов, полезно ещё раз сопоставить все три времени и дать упражнения на употребление их в связных текстах; следует также воспользоваться заменой в связном тексте одного времени другим.
В письменных работах учащиеся долгое время не различают употребления видовых форм (Таня прыгала и позвала Борю). Глухонемые с большим трудом усваивают эту категорию русского языка и на протяжении школьного обучения, как показывают наблюдения, путают формы совершенного и несовершенного вида. Надо отметить, что даже до конца школы они не вполне справляются с употреблением этих форм.
Невозможно требовать от учащихся первых четырёх классов прочных умений в пользовании видами глагола. Однако отказываться и на этой стадии от работы над категорией вида нельзя. Вначале, когда составляются предложения с глаголом только в настоящем времени, вопроса о видовых значениях не возникает. Когда же переходим к прошедшему времени, то вполне естественным является пользование на первых порах глаголами несовершенного вида, так как и по значению и по своему образованию настоящее время и прошедшее время несовершенного вида стоят близко друг к другу. Глаголы же совершенного вида прошедшего времени будут встречаться здесь как исключение и будут усваиваться как новое слово; таковы, например, слова сказал, взял, поймал, упал, ушиб, разбил. На этой ступени они не будут сопоставляться с глаголами несовершенного вида: говорил, брал и т. д. Лишь постепенно, по мере накопления таких глаголов в речевом опыте учащихся, учитель обращает внимание последних на некоторые особенности этих глаголов и прежде всего на приставки. Учитель предлагает сравнить: писал — написал, читал — прочитал, нёс — принёс, чистил — вычистил, мылся —вымылся, резал — нарезал и показывает разницу в значении этих слов.
В III и IV классах можно обратить также внимание на такие пары, как: рассказал — рассказывал, налил — наливал, привязал — привязывал, которые отличаются друг от друга по значению и своими суффиксами. Задача в этой области заключается в том, чтобы дети практически усваивали различие между обеими формами, а учитель при всяком удобном случае сопоставлял однокоренные глаголы, принадлежащие к разным видам, и на связном тексте посредством инсценировки обращал внимание детей на различие между сопоставляемыми парами глаголов по значению.
Из форм будущего времени предметом внимания делается будущее сложное: буду читать, будешь играть и т. д. Эта форма сопоставляется с формами настоящего и прошедшего времени несовершенного вида, подчёркивается способ её образования и её значение. Отдельные случаи будущего простого используются как отдельные слова, без сопоставления с будущим сложным, например, дети практически пользуются глаголами возьму, напишу, но они не учатся сопоставлять эти формы и не сопоставляют с глаголами буду говорить, буду брать, буду писатъ. Как отдельные слова употребляются и глаголы возвратной формы. Лишь при ясной соотнесённости возвратных и невозвратных форм и чётком различии в значениях этих форм можно подчёркивать частицу -ся в возвратных глаголах и её отсутствие в невозвратных глаголах (Девочка мыла куклу — Девочка мылась, Девочка одевает куклу —Девочка одевается, Я разбил чашку — Чашка разбилась).
Кроме простых форм глагольного сказуемого, в русском языке, как известно, имеются составные формы, например: стал читать, умею читать, хочу читать, могу сказать. Их следует вводить в речь учащихся как цельные, неразложимые словосочетания, не подвергая их грамматическому анализу.
Впрочем, после того как учащиеся познакомятся с будущим сложным, легко привлечь внимание ко второй части указанных словосочетаний с очень характерным для неё окончанием (собственно — суффиксом)-тъ.
В разговорной речи и на уроках чтения следует вводить в речевой обиход формы повелительного наклонения {читай, пиши, скажи, объясни и т. д.). Употребление учащимися наряду с повествовательными предложениями предложений с повелительной формой — приём очень хороший. Он обязывает глухонемого не только описывать какой-нибудь факт, но и побуждать собеседника действовать по его желанию.
Число и согласование в числе. Раньше других усваивается форма числа. Понятие о числе существительного связывается с понятием о количестве предметов: один предмет — много предметов (стол — столы, парта — парты, тетрадь— тетради].
Кроме того, ученики должны понять, что различие в количестве обеспечивается особым окончанием во множественном числе -ы и -и. Одновременно выясняется, что окончание -ы бывает у существительных с твёрдой согласной в основе (стол — столы, кот — коты, коза — козы, овца — овцы, парта — парты), окончание -и у слов с основой на мягкий согласный (тетрадь—тетради, свинья — свиньи, медведь — медведи, мяч — мячи), на г, к, ж (сапог—сапоги, книга — книги, мальчик — мальчики, девочка — девочки, шапка—шапки, петух — петухи, муха — мухи). Эта техника изменения слов зависит не от смысла их, а от характера последнего согласного основы. Это достаточно сложно даётся глухим; они могут образовывать такие формы, как, например: парти, сапогы, книгы и т. д. Учитель должен добиться того, чтобы каждый из ого учащихся умел образовать множественное число от единственного ещё в I классе.
После того как будет усвоено образование множественного числа от существительных мужского рода на -и и -ы, учитель переходит к образованию множественного числа у существительных среднего рода (окно—окна, поле-—поля). Окончания -а,-я противопоставляются окончаниям -о,-е, с другой стороны, окончания -а,-я множественного числа имен существительных среднего рода необходимо противопоставить окончаниям -ы,-и имён существительных того же числа мужского и женского рода (окно — окна, по стол—столы, мяч—мячи, стена—стены, дверь — двери). На этом противопоставлении следует не только выяснить различие в образовании множественного числа существительных, но и упражнять детей в таком образовании. Учитель даёт задание написать формы множественного числа от следующих слов:
шар —,конъ —, кукла —, печь —, флаг —, жук —, письмо -—, яйцо — и т. д.
На данном этапе не имеют значения термины — единственное число, множественное число, мужской род и т. д.
Особенности образования форм множественного числа вроде дом — дома, лист — листья, перо — перья, яблоко— яблоки, ухо -— уши в I—III классах усваиваются в словарном порядке как единичные случаи.
В IV классе при прохождении имён существительных на них следует обратить внимание, сгруппировав их и подобрав соответствующие упражнения. Однако и здесь не следует давать каких-либо определений и правил.
Но дело не только в том, чтобы учащиеся умели образовать формы числа; это ими в конце концов усваивается неплохо. Главная трудность заключается в согласовании глаголов и прилагательных с именами существительными в числе. Ученики даже IV класса пишут: Руки болит, Девочки пошла, Дети пошёл, Собака стоят, Мальчик сидят, Лес большие. Ошибки этого рода свидетельствуют о том, что глухие дети не видят связи между словами, подлежащими согласованию и, с другой стороны, затрудняются в выборе из двух известных им форм единственного и множественного числа. Последнее в свою очередь может объясняться неумением различать числовые формы либо существительного, либо глагола, либо прилагательного. Устойчивость ошибок этого рода заставляет сурдопедагога обратить внимание на согласование в числе, систематически упражнять детей в согласовании и таким образом целенаправленно бороться с ошибками этого рода.
Как только учащиеся I класса несколько усвоят формы множественного числа имён существительных в отличие от форм единственного числа, необходимо перейти к составлению простых нераспространённых предложений типа Мальчик пишет — Мальчики пишут, Мальчик сидит — Мальчики сидят, Девочка пишет—Девочки пишут, Девочка сидит—Девочки- сидят. При этом к предложениям ставятся вопросы-образцы: что делает? что делают? Мальчик (что делает?) пишет. Мальчики (что делают?) пишут. Ученик привыкает, таким образом, соотносить вопросы, с одной стороны, к именам существительным (мальчик — мальчики), с другой стороны,— к глаголам (пишет — пишут).- Одновременно с этим усваиваются глагольные окончания 3-го лица единственного и множественного числа (пишет — пишут, сидит — сидят). Причём лучше сначала дать глаголы одного спряжения, а затем—глаголы другого спряжения, так как в этом случае дети легче усвоят существующие в языке соотношения е--ут,-ют, и--ат,-ят). В данном случае лучшим средством укрепить у учащихся навыки образования форм единственного и множественного числа глаголов и согласования их с соответствующими формами имён существительных являются систематические упражнения в подборе глаголов-сказуемых к существительным-подлежащим: Девочка (что делает?) пишет, читает, рисует, считает, играет, прыгает, пьёт, плачет, сидит, смотрит, стоит, лежит, дежурит, чистит; Девочки {что делают?) пишут, читают, сидят, смотрят. Полезно также дописывание глагольных окончаний (Петя рису..., Маня дежур..., Девочка игра...) и дописывание окончаний существительных (Мальчик... рисуют, Девочк... пишет).
К теме «Число и согласование в числе» относятся и такие случаи, как согласование глагола с двумя подлежащими, из которых каждое стоит в именительном падеже единственного числа. Мы имеем в виду предложения типа Петя читает, Костя читает—Петя и Костя читают, или: Катя дежурит. Настя дежурит — Катя и Настя дежурят. Полезно соединить эту работу с словарными обобщениями вроде: Петя и Коля читают—-Мальчики читают, или: Ученики читают, Дети читают. С другой стороны, полезно этим предложениям противопоставить предложения типа Петя читает и пишет, Катя рисует и считает, Дети пишут и читают, где союз и, соединяя сказуемое, не влияет на число, тогда как в примерах, указанных выше, союз и соединяет подлежащие, от чего и зависит форма числа глагола-сказуемого. Вообще очень важно воспитать в детях понимание того, что часть предложения, отвечающая на вопрос что делает? что делают? (сказуемое), приспосабливает свои окончания к слову, отвечающему на вопрос к т о? или что? (подлежащее), а не наоборот.
Образование форм единственного и множественного числа глаголов прошедшего времени, а также согласование их с подлежащим приходится ставить позже, после того как будут выяснены формы рода. То же следует сказать и о числовых формах имён прилагательных.
Чтобы указанные грамматические упражнения были осмысленными и содержательными, необходимо, как и всегда, вносить элементы наглядности, сопровождать составление предложения показом картинок, инсценировками.
Наблюдения показывают, что, хотя категория числа является доступной для глухонемого ребёнка, согласование сказуемого, а также определения с подлежащим в числе требует к себе большого внимания.