Изменение глагола по ли­цам в зависимости от личного местоимения.

Но следует забывать о сочетании числительного с родитель­ным падежом имени существительного в качестве подлежащего: один мальчик — два мальчика — пять мальчиков (приблизи­тельно II класс). Здесь придётся остановиться на особенностях употребления падежа имени существительного с именем числи­тельным: после числительных 2, 3, 4 и составных числительных, оканчивающихся на 2, 3, 4, требуется родительный падеж един­ственного числа (2, 3, 4 стола, парты), после числительных 5, 6 и т. д. до 1000 ставится родительный падеж множественного числа (5 столов, парт), после числительного 1, 21, 31 и т. д. (все они имеют на конце 1) ставится именительный падеж един­ственного, числа (1, 21, 31 стол, парта).

Выражение глагольного сказуемого. Ос­новным морфологическим средством выражения сказуемого яв­ляется глагол в формах времени. На протяжении всех четырёх лет глухонемые постепенно овладевают этими формами.

Ошибки в области глагольных форм, встречающиеся в пись­менных работах глухонемых, относятся главным образом к упо­треблению таких важных категорий, как лицо, время, вид, воз­вратная и невозвратная формы. Ученики не пользуются другими наклонениями, кроме форм изъявительного наклонения. Обилие ошибок в употреблении глагольных форм говорит прежде всего о том, что глагол как очень сложная языковая категория пред­ставляет для глухого школьника большие трудности, кото­рые можно сопоставить лишь с трудностями при усвоении па­дежных форм имён существительных. Глагол сочетает в себе вещественные и грамматические зна­чения (например, категория вида и категория залога), он вмещает в себя несколько грамматических значений: и время, и наклонение, и вид, и залог, и указание на лицо и число. Кроме того, глагол согласуется с подлежащим в лице, числе и роде (прошедшее время) и в то же время управляет второстепенными членами (иногда несколькими), причём смысловые отношения между глаголом-сказуемым и этими последними могут быть раз­личными в разных предложениях. Всё это представляет сложности для глухих учащихся.

Из глагольных форм лица ученики употребляют в основном 3-е лицо, преимущественно единственного числа; осталь­ные глагольные формы лица в речи глухонемых детей не встреча­ются или встречаются иногда, случайно. Объясняется это явле­ние тем, что обычно недостаточное внимание уделяется работе над разговорной речью, над диалогом. Т.О., следует обратить внимание на сочетания личных глаголов с лич­ными местоимениями, систематически вводя их в упражнения. Сначала работа ведётся с глаголами прошедшего времени. Позже, приблизительно со II класса, личные местоимения соединяются с глаго­лами настоящего и отчасти будущего времени. Правильно об­разуя формы настоящего и прошедшего времени, глухонемые школьники I и II классов часто в своей речи смешивают формы этих времён. Не редкость в работах учеников встретить такие предложения: Дети гуляли, играют, Вова убежал домой, смот­рит, кричал. Ошибки подобного рода объясняются бессистем­ностью в работе над категорией времени. Это особенно касается начального периода, когда безразлично пользуются временными формами глагола, либо тренируются только в какой-то одной временной форме, большей частью в форме прошедшего времени, забывая о других формах. Несомненно, что прежде всего следует начинать с глаголов на­стоящего времени и тренировать учащихся в употреблении их настолько, чтобы значение этого времени было вполне понятно. При этом вначале даётся основное значение настоящего време­ни — действие, происходящее в момент речи. Настоящее время со значением постоянного действия (например: Летом идёт дождь, Зимой стоят морозы) может быть введено лишь впослед­ствии. Уже в первый год обучения следует проводить работу над прошедшим временем, значение которого выясняется из со­поставления с настоящим. Указывается на суффикс -л, как на признак этого времени, на способы соединения глагола-сказуе­мого с подлежащим (согласование в числе, а если глагол употреб­лён в единственном числе, то и в роде).

Правильное понимание глагольных форм времени в их соотноше­нии возможно лишь в связном тексте, а не в отдельных предложе­ниях. Поэтому пользование в классе связными текстами очень полезно для того, чтобы научить детей различать значение настоящего и прошедшего времени.

Будущее время, более редкое в речи, усваивается лишь на прочной базе настоящего и прошедшего времени. Поэтому не сле­дует спешить с переходом к будущему времени. Во всяком слу­чае выяснить его значение следует лишь во второй половине II класса, что не исключает возможности пользоваться им в раз­говорной речи раньше. Зато в дальнейшем нельзя оставлять без внимания форм этого времени, следует вводить их в упраж­нения и добиваться от ученика понимания значения этого вре­мени. В IV классе, когда происходит обобщение грамматическо­го материала предыдущих классов, полезно ещё раз сопоставить все три времени и дать упражнения на употребление их в связ­ных текстах; следует также воспользоваться заменой в связном тексте одного времени другим.

В письменных работах учащиеся долгое время не различают употребления видовых форм (Таня прыгала и позвала Борю). Глухонемые с большим трудом усваивают эту категорию рус­ского языка и на протяжении школьного обучения, как показы­вают наблюдения, путают формы совершенного и несовершенного вида. Надо отметить, что даже до конца школы они не вполне справляются с употреблением этих форм.

Невозможно требовать от учащихся первых четырёх клас­сов прочных умений в пользовании видами глагола. Однако отказываться и на этой стадии от работы над категорией вида нельзя. Вначале, когда составляются предложения с глаго­лом только в настоящем времени, вопроса о видовых значениях не возникает. Когда же переходим к прошедшему времени, то вполне естественным является пользование на первых порах глаголами несовершенного вида, так как и по значению и по своему образованию настоящее время и прошедшее время не­совершенного вида стоят близко друг к другу. Глаголы же со­вершенного вида прошедшего времени будут встречаться здесь как исключение и будут усваиваться как новое слово; таковы, например, слова сказал, взял, поймал, упал, ушиб, разбил. На этой ступени они не будут сопоставляться с глаголами несовер­шенного вида: говорил, брал и т. д. Лишь постепенно, по мере накопления таких глаголов в речевом опыте учащихся, учитель обращает внимание последних на некоторые особенности этих глаголов и прежде всего на приставки. Учитель предлагает сравнить: писал — написал, читал — прочитал, нёс — принёс, чистил — вычистил, мылся —вымылся, резал — нарезал и пока­зывает разницу в значении этих слов.

В III и IV классах можно обратить также внимание на та­кие пары, как: рассказал — рассказывал, налил — наливал, при­вязал — привязывал, которые отличаются друг от друга по значе­нию и своими суффиксами. Задача в этой области заклю­чается в том, чтобы дети практически усваивали различие между обеими формами, а учитель при всяком удобном случае сопоставлял однокоренные глаголы, принадлежащие к разным видам, и на связном тексте посредством инсценировки обращал внимание детей на различие между сопоставляемыми парами глаголов по значению.

Из форм будущего времени предметом внимания делается будущее сложное: буду читать, будешь играть и т. д. Эта форма сопоставляется с формами настоящего и прошедшего времени несовершенного вида, подчёркивается способ её образования и её значение. Отдельные случаи будущего простого используются как отдельные слова, без сопоставления с будущим сложным, например, дети практически пользуются глаголами возьму, на­пишу, но они не учатся сопоставлять эти формы и не сопостав­ляют с глаголами буду говорить, буду брать, буду писатъ. Как отдельные слова употребляются и глаголы возвратной формы. Лишь при ясной соотнесённости возвратных и невоз­вратных форм и чётком различии в значениях этих форм мож­но подчёркивать частицу -ся в возвратных глаголах и её отсут­ствие в невозвратных глаголах (Девочка мыла куклу — Девочка мылась, Девочка одевает куклу —Девочка одевается, Я разбил чашку — Чашка разбилась).

Кроме простых форм глагольного сказуемого, в русском языке, как известно, имеются составные формы, например: стал читать, умею читать, хочу читать, могу сказать. Их следует вводить в речь учащихся как цельные, неразложимые слово­сочетания, не подвергая их грамматическому анализу.

Впрочем, после того как учащиеся познакомятся с будущим сложным, легко привлечь внимание ко второй части указанных словосочетаний с очень характерным для неё окончанием (соб­ственно — суффиксом)-тъ.

В разговорной речи и на уроках чтения следует вводить в ре­чевой обиход формы повелительного наклонения {читай, пиши, скажи, объясни и т. д.). Употребление учащимися наряду с пове­ствовательными предложениями предложений с повелительной формой — приём очень хороший. Он обязывает глухонемого не только описывать какой-нибудь факт, но и побуждать собе­седника действовать по его желанию.

Число и согласование в числе. Раньше других усваивается форма числа. Понятие о числе существительного связывается с понятием о количестве предметов: один предмет — много предметов (стол — столы, парта — парты, тетрадь— тетради].

Кроме того, ученики должны понять, что различие в количе­стве обеспечивается особым окончанием во множественном числе и -и. Одновременно выясняется, что окончание бывает у суще­ствительных с твёрдой согласной в основе (стол — столы, кот — коты, коза — козы, овца — овцы, парта — парты), окончание у слов с основой на мягкий согласный (тетрадь—тетради, свинья — свиньи, медведь — медведи, мяч — мячи), на г, к, ж (сапог—сапоги, книга — книги, мальчик — мальчики, девочка — девочки, шапка—шапки, петух — петухи, муха — мухи). Эта техника изменения слов зависит не от смысла их, а от харак­тера последнего согласного основы. Это достаточно сложно даётся глухим; они могут образовывать такие формы, как, например: парти, сапогы, книгы и т. д. Учитель должен добиться того, чтобы каждый из ого учащихся умел образовать множественное число от единственного ещё в I классе.

После того как будет усвоено образование множественного числа от существительных мужского рода на и -ы, учитель переходит к образованию множественного числа у существитель­ных среднего рода (окно—окна, поле-—поля). Окончания -а,-я противопоставляются окончаниям -о,-е, с другой стороны, окончания -а,-я множественного числа имен существительных средне­го рода необходимо противопоставить окончаниям -ы,-и имён существительных того же числа мужского и женского рода (окно — окна, по стол—столы, мяч—мячи, стена—стены, дверь — двери). На этом противопоставлении следует не только выяснить различие в образовании множественного числа существительных, но и упраж­нять детей в таком образовании. Учитель даёт задание напи­сать формы множественного числа от следующих слов:

шар —,конъ —, кукла —, печь —, флаг —, жук —, письмо -—, яйцо — и т. д.

На данном этапе не имеют значения термины — единственное число, множественное число, мужской род и т. д.

Особенности образования форм множественного числа вроде дом — дома, лист — листья, перо — перья, яблоко— яблоки, ухо -— уши в I—III классах усваиваются в словарном порядке как единичные случаи.

В IV классе при прохождении имён существительных на них следует обратить внимание, сгруппировав их и подобрав соответствующие упражнения. Однако и здесь не следует давать каких-либо определений и правил.

Но дело не только в том, чтобы учащиеся умели образовать формы числа; это ими в конце концов усваивается неплохо. Глав­ная трудность заключается в согласовании глаголов и прилага­тельных с именами существительными в числе. Ученики даже IV класса пишут: Руки болит, Девочки пошла, Дети пошёл, Собака стоят, Мальчик сидят, Лес большие. Ошибки этого рода свидетельствуют о том, что глухие дети не видят связи между словами, подлежащими согласованию и, с другой стороны, за­трудняются в выборе из двух известных им форм единствен­ного и множественного числа. Последнее в свою очередь может объясняться неумением различать числовые формы либо суще­ствительного, либо глагола, либо прилагательного. Устойчивость ошибок этого рода заставляет сурдопедагога обратить внимание на согласование в числе, систематически упражнять детей в со­гласовании и таким образом целенаправленно бороться с ошибками этого рода.

Как только учащиеся I класса несколько усвоят формы множе­ственного числа имён существительных в отличие от форм един­ственного числа, необходимо перейти к составлению простых нераспространённых предложений типа Мальчик пишет — Мальчики пишут, Мальчик сидит — Мальчики сидят, Девоч­ка пишет—Девочки пишут, Девочка сидит—Девочки- сидят. При этом к предложениям ставятся вопросы-образцы: что де­лает? что делают? Мальчик (что делает?) пишет. Мальчики (что делают?) пишут. Ученик привыкает, таким образом, соотносить вопросы, с одной стороны, к именам существительным (мальчик — мальчики), с другой стороны,— к глаголам (пишет — пишут).- Одновременно с этим усваиваются глагольные окончания 3-го лица единственного и множественного числа (пишет — пишут, сидит — сидят). Причём лучше сначала дать глаголы одного спряжения, а затем—глаголы другого спряжения, так как в этом случае дети легче усвоят существующие в языке со­отношения е--ут,-ют, и--ат,-ят). В данном случае луч­шим средством укрепить у учащихся навыки образования форм единственного и множественного числа глаголов и согласования их с соответствующими формами имён существительных являют­ся систематические упражнения в подборе глаголов-сказуемых к существительным-подлежащим: Девочка (что делает?) пи­шет, читает, рисует, считает, играет, прыгает, пьёт, плачет, сидит, смотрит, стоит, лежит, дежурит, чистит; Девочки {что делают?) пишут, читают, сидят, смотрят. Полезно также дописывание глагольных окончаний (Петя рису..., Ма­ня дежур..., Девочка игра...) и дописывание окончаний суще­ствительных (Мальчик... рисуют, Девочк... пишет).

К теме «Число и согласование в числе» относятся и такие слу­чаи, как согласование глагола с двумя подлежащими, из кото­рых каждое стоит в именительном падеже единственного числа. Мы имеем в виду предложения типа Петя читает, Костя читает—Петя и Костя читают, или: Катя дежурит. Настя дежурит — Катя и Настя дежурят. Полезно соединить эту работу с словарными обобщениями вроде: Петя и Коля читают—-Мальчики читают, или: Ученики читают, Дети чи­тают. С другой стороны, полезно этим предложениям противо­поставить предложения типа Петя читает и пишет, Катя ри­сует и считает, Дети пишут и читают, где союз и, со­единяя сказуемое, не влияет на число, тогда как в примерах, указанных выше, союз и соединяет подлежащие, от чего и зави­сит форма числа глагола-сказуемого. Вообще очень важно вос­питать в детях понимание того, что часть предложения, отвечаю­щая на вопрос что делает? что делают? (сказуе­мое), приспосабливает свои окончания к слову, отвечающему на вопрос к т о? или что? (подлежащее), а не наоборот.

Образование форм единственного и множественного числа гла­голов прошедшего времени, а также согласование их с подлежа­щим приходится ставить позже, после того как будут выяснены формы рода. То же следует сказать и о числовых формах имён прилагательных.

Чтобы указанные грамматические упражнения были осмыс­ленными и содержательными, необходимо, как и всегда, вносить элементы наглядности, сопровождать составление предложения показом картинок, инсценировками.

Наблюдения показывают, что, хотя категория числа являет­ся доступной для глухонемого ребёнка, согласование сказуемого, а также определения с подлежащим в числе требует к себе боль­шого внимания.