Принципы построения налоговой системы

Принципов, как и требований к построению системы нало­гообложения можно выделить значительное количество, однако среди них наиболее важными являются следующие:

- единства или единой законодательной и нормативно-пра­вовой базы;

- стабильности налогового законодательства;

- рациональности и оптимальности налоговой системы;

- организационно-правового построения и организации на­логовой системы;

- единоначалия и централизации управления налоговой си­стемой;

- максимальной эффективности налоговой системы;

- целевого поступления налогов в бюджеты соответствую­щих территориальных образований и другие.

Принцип единства или единой законодательной и норма­тивно-правовой базы на всем экономическом пространстве госу­дарства означает:

- все налоги (сборы, пошлины) вводятся и отменяются только органами государственной власти с законодательным оп­ределением полномочий каждого уровня власти;

- единство подхода к построению налоговой системы или во­просам налогообложения, включая законодательную и норма­тивно-правовую базу, единую для всех налогоплательщиков на всем экономическом пространстве государства. Например, получение налоговых льгот, защиту законных принципов налого­плательщиков, действие одних и тех же законов, налоговых ста­вок, тарифов и т. д.

Единство законодательной и нормативно-правовой базы си­стемы налогообложения означает, что все платежи (налоги, сбо­ры, пошлины) устанавливаются централизованно единым зако­нодательным актом (налоговым кодексом или законом), дейст­вующим на всей территории государства (экономическом прост­ранстве), все налогоплательщики находятся в равных услови­ях: несут равную повинность и имеют равные права, в том чис­ле и территориальные образования, в соответствии с законом.

Принцип стабильности налогового законодательства пред­полагает невнесение изменений, поправок, дополнений или но­вых налогов в течение определенного времени, хотя бы одного срока полномочий законодательного собрания.

Построение стабильной налоговой системы с правовым меха­низмом взаимодействия всех элементов способствует разграниче­нию функций органов государственной власти, обеспечивает фе­деральный, региональный и местный бюджеты гарантированны­ми налоговыми источниками доходов в течение периода нахож­дения налоговой системы в стабильном состоянии. Налоговые из­менения ведут к изменениям цен на товары (продукты), что ска­зывается на доходах и расходах налогоплательщиков, усугубляет или смягчает противоречия между налогоплательщиками и орга­нами власти. В частности, введение новых налогов или измене­ния в налоговых ставках в сторону их увеличения ведут к измене­нию ценовой политики, сокращению спроса на облагаемые това­ры, ухудшению материального положения и морального состоя­ния общества, порождают недоверие к органам власти.

Стабильность налоговой системы можно характеризовать коэффициентом стабильности, определяющим изменение мате­риального положения налогоплательщиков (граждан), который рассмотрен в разделе «Налоговая система и ее структура», п. 1.4.

Принципы рациональности и оптимальности построения налоговой системы: если принцип рациональности системы оз­начает разумную обоснованность системы с точки зрения ее це­лесообразности, то принцип оптимальности означает, что из всех целесообразных вариантов систем самой наилучшей, от­вечающей вышеизложенным требованиям является только од­на, которая соответствует критерию оптимальности. В качестве критерия оптимальности системы могут быть требования к сис­теме, которым должна удовлетворять налоговая система и кото­рые изложены в предыдущем разделе. Например, налоговая си­стема должна иметь минимальное или оптимальное количество элементов в своем составе, при которых система обеспечивает максимум или оптимальность собираемости налогов в бюджет соответствующего территориального образования.

Принцип рациональности построения налоговой системы позволяет оптимизировать структуру системы, свести до мини­мума расходы на ее организационное построение, содержание, обеспечение и оснащение средствами автоматизации.

Критериями рациональности и оптимальности системы мо­гут служить:

1. Количество налоговых служащих, задействованных в об­служивании всех налогоплательщиков или по отношению к об­щему числу населения страны, при условии, что они обеспечи­вают собираемость налогов:

(1.9)

где ПН1 - количество налогоплательщиков (граждан) в го­сударстве, приходящихся на одного налогового служащего;

NH - общее число налогоплательщиков (граждан) в госу­дарстве;

Nc - общее число налоговых служащих, занятых в налого­вой сфере (входящих в налоговую систему);

Кс - коэффициент, характеризующий собираемость нало­гов, выраженный в процентах;

Кр - плановый или расчетный коэффициент собираемости налогов за отчетный период, выраженный в процентах.

2. Общее количество налоговых служащих (входящих в налоговую систему) Nc, необходимых для охвата контролем всех налогоплательщиков в стране при условии собираемости налогов:

(1.10)

(1.11)

где NH — общее число налогоплательщиков в государстве;

Пн1- производительность одного налогового служащего, обеспечивающего собираемость налогов;

Кт - коэффициент уровня автоматизации рабочего места на­логового служащего.

3. Количеством денежных средств, затрачиваемых на орга­низацию, содержание, обеспечение и обслуживание вновь со­здаваемой (рациональной или оптимальной) системы в сравне­нии с существующей при одинаковом уровне (коэффициенте) собираемости налогов Кс=Кс2:

(1.12)

где Ко – коэффициент оптимизации налоговой системы;

До – общая сумма средств, расходуемая на содержание и обслу­живание (рациональной или оптимальной) предлагаемой системы;

Дс – общая сумма средств, расходуемая на содержание и об­служивание существующей системы.

Если Ко > 1, то новая система не рациональна, не оптимальна; при К=1 – системы равнозначны; при К<1 новая система более ра­циональна и оптимальна по отношению к существующей системе.

Принцип организационно-правового построения и функ­ционирования налоговой системы характеризует разграниче­ние полномочий (прав и обязанностей) между различными уровнями и органами власти по установлению и взиманию пла­тежей при приоритете норм, установленных налоговым законо­дательством или высшим административным органом власти по отношению к нижестоящему уровню территориального об­разования.

Данный принцип законодательно предусматривает четкое разграничение налогов по уровням государственной структуры и разграничение налоговых потоков (поступлений) в бюджеты соответствующих территориальных образований: федерального центра, региональных и местных образований, в том числе их перераспределение между уровнями.

Принцип также законодательно закрепляет разграничение прав и обязанностей в вопросах налогообложения по взиманию налогов и сборов, установлению контроля соответствующими ор­ганами за уплатой налогов и сборов и взиманию пошлин и т. д.

В соответствии с данным принципом в налоговом законода­тельстве четко определены функции каждого элемента налого­вой системы.

Принцип единоначалия или централизации управления налоговой системой по взиманию платежей и контролю за их поступлением в бюджет соответствующего территориального образования предусматривает построение единой централизо­ванной системы с единым органом управления всей системой налогообложения, то есть объединением всех элементов, входя­щих в налоговую систему (министерств и ведомств), в единую систему с единым органом управления.

Как свидетельствует реальное положение дел, в настоящее время в РФ за взимание и контроль за уплатой налогов (пош­лин) отвечают шесть министерств и ведомств, насчитывающих в своем составе 180 тыс. служащих, в то время как в США, Ве­ликобритании, Германии, во Франции и ряде других госу­дарств вся налоговая система сосредоточена в едином органе, замыкающемся или входящем непосредственно в состав прави­тельства, которое отвечает за доходность бюджета государства.

В РФ, до принятия нового Налогового кодекса, действовало более 900 законов, подзаконных актов, инструкций и разъясне­ний, регулирующих налоговое законодательство. Изданные различными ведомствами и министерствами документы до на­стоящего времени не отменены и продолжают действовать в ус­ловиях нового законодательства.

В единой централизованной системе взимание платежей и контроль за их собираемостью возложены на единый орган, как свидетельствует опыт зарубежных стран, а в России на шесть министерств и ведомств, согласованность действий ко­торых определена только в области разграничения функций, а взаимодействие организовано на уровне руководителей этих министерств и ведомств.

Принцип максимальной эффективности налоговой системы заключается в максимуме собираемости налогов при оптималь­ности или экономичности структуры системы.

Эффективность системы можно характеризовать коэффи­циентом эффективности Кэ, равным

(1.13)

где Дå - общая сумма денежных средств, реально собран­ных в бюджет соответствующего территориального образования за счет платежей;

Др - расчетная сумма средств, которая должна поступить в бюджет соответствующего территориального образования от всех налогоплательщиков;

Ко£ – коэффициент оптимальности организации налоговой системы.

Если Кэ<1 , то это означает, что налоговая система работает эффективно, при Кэ=1 – предлагаемая и существующая систе­мы по эффективности одинаковы, при Кэ<1 – предлагаемая си­стема уступает по своим параметрам существующей системе и не может быть реализована в практику.

В настоящее время в РФ насчитывается более 3 млн. только юридических лиц, третья часть которых вообще не представля­ет отчетности и не платит налоги, а из оставшихся 2 млн. - 75% платят налоги нерегулярно или не в полном объеме, в то время как налоговая система насчитывает 180 тыс. налоговых служа­щих, то есть на одного налогового работника приходится фак­тически 11 юридических лиц.

Принцип целевого поступления налогов и сборов в бюджет соответствующего территориального образования в соответст­вии с законом о налогах и сборах означает, что движение денеж­ных средств от налогоплательщиков в бюджет соответствующе­го территориального образования (федерального, регионально­го, местного) осуществляется по целевому назначению с целью пополнения бюджета и покрытия расходов. Основное назначе­ние данного принципа, положенного в систему, заключается не столько в целевом поступлении или расходовании налоговых средств, а в том, что налоговые средства должны расходоваться на решение первоочередных задач и целевых программ, предус­мотренных планами развития государства и общества, то есть в первую очередь на повышение уровня жизни общества.