Принципы построения налоговой системы
Принципов, как и требований к построению системы налогообложения можно выделить значительное количество, однако среди них наиболее важными являются следующие:
- единства или единой законодательной и нормативно-правовой базы;
- стабильности налогового законодательства;
- рациональности и оптимальности налоговой системы;
- организационно-правового построения и организации налоговой системы;
- единоначалия и централизации управления налоговой системой;
- максимальной эффективности налоговой системы;
- целевого поступления налогов в бюджеты соответствующих территориальных образований и другие.
Принцип единства или единой законодательной и нормативно-правовой базы на всем экономическом пространстве государства означает:
- все налоги (сборы, пошлины) вводятся и отменяются только органами государственной власти с законодательным определением полномочий каждого уровня власти;
- единство подхода к построению налоговой системы или вопросам налогообложения, включая законодательную и нормативно-правовую базу, единую для всех налогоплательщиков на всем экономическом пространстве государства. Например, получение налоговых льгот, защиту законных принципов налогоплательщиков, действие одних и тех же законов, налоговых ставок, тарифов и т. д.
Единство законодательной и нормативно-правовой базы системы налогообложения означает, что все платежи (налоги, сборы, пошлины) устанавливаются централизованно единым законодательным актом (налоговым кодексом или законом), действующим на всей территории государства (экономическом пространстве), все налогоплательщики находятся в равных условиях: несут равную повинность и имеют равные права, в том числе и территориальные образования, в соответствии с законом.
Принцип стабильности налогового законодательства предполагает невнесение изменений, поправок, дополнений или новых налогов в течение определенного времени, хотя бы одного срока полномочий законодательного собрания.
Построение стабильной налоговой системы с правовым механизмом взаимодействия всех элементов способствует разграничению функций органов государственной власти, обеспечивает федеральный, региональный и местный бюджеты гарантированными налоговыми источниками доходов в течение периода нахождения налоговой системы в стабильном состоянии. Налоговые изменения ведут к изменениям цен на товары (продукты), что сказывается на доходах и расходах налогоплательщиков, усугубляет или смягчает противоречия между налогоплательщиками и органами власти. В частности, введение новых налогов или изменения в налоговых ставках в сторону их увеличения ведут к изменению ценовой политики, сокращению спроса на облагаемые товары, ухудшению материального положения и морального состояния общества, порождают недоверие к органам власти.
Стабильность налоговой системы можно характеризовать коэффициентом стабильности, определяющим изменение материального положения налогоплательщиков (граждан), который рассмотрен в разделе «Налоговая система и ее структура», п. 1.4.
Принципы рациональности и оптимальности построения налоговой системы: если принцип рациональности системы означает разумную обоснованность системы с точки зрения ее целесообразности, то принцип оптимальности означает, что из всех целесообразных вариантов систем самой наилучшей, отвечающей вышеизложенным требованиям является только одна, которая соответствует критерию оптимальности. В качестве критерия оптимальности системы могут быть требования к системе, которым должна удовлетворять налоговая система и которые изложены в предыдущем разделе. Например, налоговая система должна иметь минимальное или оптимальное количество элементов в своем составе, при которых система обеспечивает максимум или оптимальность собираемости налогов в бюджет соответствующего территориального образования.
Принцип рациональности построения налоговой системы позволяет оптимизировать структуру системы, свести до минимума расходы на ее организационное построение, содержание, обеспечение и оснащение средствами автоматизации.
Критериями рациональности и оптимальности системы могут служить:
1. Количество налоговых служащих, задействованных в обслуживании всех налогоплательщиков или по отношению к общему числу населения страны, при условии, что они обеспечивают собираемость налогов:
(1.9)
где ПН1 - количество налогоплательщиков (граждан) в государстве, приходящихся на одного налогового служащего;
NH - общее число налогоплательщиков (граждан) в государстве;
Nc - общее число налоговых служащих, занятых в налоговой сфере (входящих в налоговую систему);
Кс - коэффициент, характеризующий собираемость налогов, выраженный в процентах;
Кр - плановый или расчетный коэффициент собираемости налогов за отчетный период, выраженный в процентах.
2. Общее количество налоговых служащих (входящих в налоговую систему) Nc, необходимых для охвата контролем всех налогоплательщиков в стране при условии собираемости налогов:
(1.10)
(1.11)
где NH — общее число налогоплательщиков в государстве;
Пн1- производительность одного налогового служащего, обеспечивающего собираемость налогов;
Кт - коэффициент уровня автоматизации рабочего места налогового служащего.
3. Количеством денежных средств, затрачиваемых на организацию, содержание, обеспечение и обслуживание вновь создаваемой (рациональной или оптимальной) системы в сравнении с существующей при одинаковом уровне (коэффициенте) собираемости налогов Кс=Кс2:
(1.12)
где Ко – коэффициент оптимизации налоговой системы;
До – общая сумма средств, расходуемая на содержание и обслуживание (рациональной или оптимальной) предлагаемой системы;
Дс – общая сумма средств, расходуемая на содержание и обслуживание существующей системы.
Если Ко > 1, то новая система не рациональна, не оптимальна; при К=1 – системы равнозначны; при К<1 новая система более рациональна и оптимальна по отношению к существующей системе.
Принцип организационно-правового построения и функционирования налоговой системы характеризует разграничение полномочий (прав и обязанностей) между различными уровнями и органами власти по установлению и взиманию платежей при приоритете норм, установленных налоговым законодательством или высшим административным органом власти по отношению к нижестоящему уровню территориального образования.
Данный принцип законодательно предусматривает четкое разграничение налогов по уровням государственной структуры и разграничение налоговых потоков (поступлений) в бюджеты соответствующих территориальных образований: федерального центра, региональных и местных образований, в том числе их перераспределение между уровнями.
Принцип также законодательно закрепляет разграничение прав и обязанностей в вопросах налогообложения по взиманию налогов и сборов, установлению контроля соответствующими органами за уплатой налогов и сборов и взиманию пошлин и т. д.
В соответствии с данным принципом в налоговом законодательстве четко определены функции каждого элемента налоговой системы.
Принцип единоначалия или централизации управления налоговой системой по взиманию платежей и контролю за их поступлением в бюджет соответствующего территориального образования предусматривает построение единой централизованной системы с единым органом управления всей системой налогообложения, то есть объединением всех элементов, входящих в налоговую систему (министерств и ведомств), в единую систему с единым органом управления.
Как свидетельствует реальное положение дел, в настоящее время в РФ за взимание и контроль за уплатой налогов (пошлин) отвечают шесть министерств и ведомств, насчитывающих в своем составе 180 тыс. служащих, в то время как в США, Великобритании, Германии, во Франции и ряде других государств вся налоговая система сосредоточена в едином органе, замыкающемся или входящем непосредственно в состав правительства, которое отвечает за доходность бюджета государства.
В РФ, до принятия нового Налогового кодекса, действовало более 900 законов, подзаконных актов, инструкций и разъяснений, регулирующих налоговое законодательство. Изданные различными ведомствами и министерствами документы до настоящего времени не отменены и продолжают действовать в условиях нового законодательства.
В единой централизованной системе взимание платежей и контроль за их собираемостью возложены на единый орган, как свидетельствует опыт зарубежных стран, а в России на шесть министерств и ведомств, согласованность действий которых определена только в области разграничения функций, а взаимодействие организовано на уровне руководителей этих министерств и ведомств.
Принцип максимальной эффективности налоговой системы заключается в максимуме собираемости налогов при оптимальности или экономичности структуры системы.
Эффективность системы можно характеризовать коэффициентом эффективности Кэ, равным
(1.13)
где Дå - общая сумма денежных средств, реально собранных в бюджет соответствующего территориального образования за счет платежей;
Др - расчетная сумма средств, которая должна поступить в бюджет соответствующего территориального образования от всех налогоплательщиков;
Ко£ – коэффициент оптимальности организации налоговой системы.
Если Кэ<1 , то это означает, что налоговая система работает эффективно, при Кэ=1 – предлагаемая и существующая системы по эффективности одинаковы, при Кэ<1 – предлагаемая система уступает по своим параметрам существующей системе и не может быть реализована в практику.
В настоящее время в РФ насчитывается более 3 млн. только юридических лиц, третья часть которых вообще не представляет отчетности и не платит налоги, а из оставшихся 2 млн. - 75% платят налоги нерегулярно или не в полном объеме, в то время как налоговая система насчитывает 180 тыс. налоговых служащих, то есть на одного налогового работника приходится фактически 11 юридических лиц.
Принцип целевого поступления налогов и сборов в бюджет соответствующего территориального образования в соответствии с законом о налогах и сборах означает, что движение денежных средств от налогоплательщиков в бюджет соответствующего территориального образования (федерального, регионального, местного) осуществляется по целевому назначению с целью пополнения бюджета и покрытия расходов. Основное назначение данного принципа, положенного в систему, заключается не столько в целевом поступлении или расходовании налоговых средств, а в том, что налоговые средства должны расходоваться на решение первоочередных задач и целевых программ, предусмотренных планами развития государства и общества, то есть в первую очередь на повышение уровня жизни общества.