Режим военного положения

Законодательной основой военного положения являются Конституция Республики Беларусь, Законы Республики Беларусь «О военном положении», «Об обороне», «О вооруженных силах Республики Беларусь», «О статусе военнослужащих», «О воинской обязанности и воинской службе» и др.

Согласно ст. 84 Конституции, Президент Республики Беларусь в случае военной угрозы или нападения вводит на территории страны военное положение, объявляет полную или частичную мобилизацию с внесением в трехдневный срок принятого решения на утверждение Совета Республики.

Кроме объявления военного положения в распоряжении государства имеются такие средства, как объявление войны, мобилизация, территориальная оборона, гражданская оборона. Все они взаимосвязаны, но могут применяться и раздельно.

 

Режим охраны Государственной границы Республики Беларусь

Государственная граница является неотъемлемым атрибутом государственности республики, ее независимости и суверенности. Понятие «государственная граница» неоднозначное и включает в себя три критерия: фактический, юридический и технический.

Фактически Государственная граница есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы территории Республики Беларусь – суши, вод, недр и воздушного пространства.

Юридическая граница Республики Беларусь закрепляется международными договорами и иными законодательными актами. Участки Государственной границы с сопредельными государствами, не оформленные в международно-правовом отношении, подлежат их договорному закреплению.

С технической точки зрения Государственная граница должна быть обозначена соответствующей линией на местности. Технический критерий предусматривает также определенное обустройство границы, организацию ее охраны.

В правовом отношении режим Государственной границы обеспечивается Конституцией Республики Беларусь, Законом «О Государственной границе Республики Беларусь», указами Президента, нормативными актами, регламентирующими деятельность различных государственных органов, связанных с охраной границы. К таким органам относятся: Государственный пограничный комитет, Министерство иностранных дел, Министерство внутренних дел, Комитет государственной безопасности, Таможенный комитет, республиканские органы государственного управления, осуществляющие в пределах своей компетенции на Государственной границе санитарно-карантинный, ветеринарный, фитосанитарный, экологический и иные виды контроля, и др.

Режим охраны границы состоит из следующих элементов:

1) режим Государственной границы;

2) пограничный режим;

3) режим в пунктах пропуска.

Можно также выделить режим особых полномочий пограничных войск и войск ПВО.

Режим Государственной границы включает правила:

ü содержания Государственной границы;

ü пересечения Государственной границы лицами и транспортными средствами;

ü перемещения через Государственную границу грузов, товаров и животных;

ü плавания и пребывания невоенных и военных плавсредств в части вод пограничных рек, озер и иных водных объектов, принадлежащих Республике Беларусь, захода иностранных плавсредств в порты Республики Беларусь и пребывания в них;

ü ведения на Государственной границе либо вблизи нее на территории Республики Беларусь хозяйственной и иной деятельности;

ü разрешения инцидентов, связанных с нарушением режима Государственной границы.

С учетом взаимных интересов Республики Беларусь и сопредельных государств отдельные правила режима Государственной границы могут не устанавливаться, а характер устанавливаемых правил может быть упрощенным.

Пограничный режим – режим пограничной зоны, устанавливаемый в интересах создания необходимых условий для охраны Государственной границы.

Пограничный режим включает правила:

ü въезда, временного пребывания, передвижения лиц и транспортных средств в пограничной зоне;

ü производства работ в пограничной зоне;

ü учета и содержания самоходных и несамоходных плавсредств на пристанях, причалах, в портах и иных пунктах базирования, их плавания и нахождения во внутренних водах Республики Беларусь в пределах пограничной зоны и в принадлежащей Республике Беларусь части вод пограничных рек, озер и иных водных объектов.

Установление иных правил пограничного режима не допускается. Всякое ограничение граждан в их правах и свободах допустимо только на основании и в порядке, предусмотренных Законом. Лица, виновные в нарушении пограничного режима, несут установленную законом ответственность.

В целях обеспечения на Государственной границе надлежащего порядка Советом Министров Республики Беларусь устанавливаются пограничная зона и пограничная полоса.

Пограничная зона устанавливается, как правило, в пределах прилегающей к Государственной границе территории района, города, поселка, сельсовета. В состав пограничной зоны (там, где она устанавливается) включаются также принадлежащая Республике Беларусь часть вод пограничных рек, озер и иных водных объектов и расположенные в этих водах острова.

В пограничную зону могут не включаться территории населенных пунктов, санаториев, домов отдыха, других оздоровительных учреждений, учреждений (объектов) культуры, а также места массового отдыха, водопользования, отправления религиозных обрядов и иные места традиционного массового пребывания граждан.

Пределы пограничной зоны определяются решениями областных исполнительных комитетов по представлению Государственного пограничного комитета Республики Беларусь.

Пограничная полоса – полоса местности, непосредственно прилегающая к Государственной границе на ее границе на ее сухопутных участках или вдоль берегов пограничных рек, озер и иных водных объектов. В пограничную полосу не включаются населенные пункты и места массового отдыха местного населения.

Режим в пунктах пропуска включает правила въезда в эти пункты, пребывания, передвижения и выезда из них лиц и транспортных средств.

Режим в пунктах пропуска устанавливается Советом Министров Республики Беларусь, поддерживается и контролируется подразделениями пограничных войск Республики Беларусь исключительно в интересах создания необходимых условий для осуществления пограничного, таможенного и иных видов контроля.

Под пунктом пропуска через государственную границу понимается территория в пределах железнодорожного, автомобильного вокзала, станции, речного порта, аэропорта, аэродрома, открытая для международных сообщений, а также иное, специально оборудованное место, где осуществляется пограничный, а при необходимости и другие виды контроля и пропуск через государственную границу лиц, транспортных средств, товаров и животных.

В помещениях пунктов пропуска и местах, где осуществляется пограничный контроль, командирами соединений (частей) пограничных войск Республики Беларусь вводятся дополнительные режимные правила, регламентирующие порядок допуска в них лиц, участвующих в контроле и обслуживании пассажиров и транспортных средств заграничного следования, и исключающие незаконное пересечение Государственной границы.