Власть и общество в первой половине 80-х гг.

Большая часть населения довольствовалась тем, что «давали». Государственная квартира, машина отечественного производства (об иномарках только мечтали), участок в шесть соток, полный (любыми путями) холодильник и пристроенные дети (в детский сад, хорошую школу, хороший вуз) — таков был идеал подавляющего большинства советских семей. В сравнении с 30 гг. XX в. к 70-м жизнь основной части населения улучшилась. Многие из коммунальных квартир («коммуналок») и бараков переехали в отдельные квартиры. В повседневную жизнь людей вошли телевизоры, холодильники, радиоприемники. Советские люди пользовались бесплатным медицинским обслуживанием, бесплатным образованием на всех его уровнях, включая высшее образование.

На практике в социальной сфере все в большей степени утверждался остаточный принцип распределения ресурсов. Производство товаров народного потребления, как промышленных, так и продовольствия, безнадежно отставало от производства ракет, танков, станков, за которыми некому было работать. Качество большинства товаров оставалось низким. У предприятий не было возможности и стимулов обновлять ассортимент. В торговле процветали взяточничество, хищения и круговая порука. Вокруг распределения товарного потока сложилась «теневая экономика». Большинство товаров стали «дефицитом», покупались у спекулянтов, на рынках. Снабжением своих работников занялись многие предприятия. Из-за несбалансированности спроса населения и предложения товаров у населения оставалось немало неизрасходованных денег. Возникала социальная дифференциация, основанная на разных возможностях получения «дефицита», социальных льгот из так называемых фондов общественного потребления. Самым простым способом изъятия «лишних денег» стало увеличение продажи алкоголя. «Нефтяной запой» советской экономики сочетался с нараставшей алкоголизацией населения. Везде образовались огромные очереди: на жилье, на покупку автомобиля, ковра, холодильника, на установку телефона и т. д. Перспективы улучшения ситуации не просматривались.

В стране утверждалась атмосфера равнодушия, безысходности. В политической сфере сохранялась жесткая монополия КПСС на руководство обществом. Формально КПСС считалась партией всего народа. Число ее членов выросло с 2,5 млн. в 1966 г. ло 19 млн. в 1985 г. Фактически высшую власть в стране осуществлял узкий круг руководителей (Политбюро ЦК КПСС), в котором с течением времени остались только ближайшие сподвижники Брежнева. Средний возраст «команды Брежнева» превышал 70 лет. В последние годы своего правления Брежнев из-за серьезных проблем со здоровьем фактически утратил контроль над положением дел в стране. Партийной номенклатуре была по душе наступившая стабильность. На своих должностях многие находились десятилетия. Провалы и проблемы в экономике и социальной сфере замалчивались. Имеющиеся трудности объяснялись сокращением людских ресурсов, удорожанием сырья, возросшими расходами на охрану окружающей среды, необходимостью обеспечивать обороноспособность страны на должном уровне. О построении коммунизма никто не говорил. Стратегической задачей считалось совершенствование «развитого социализма».

Необходимое стране радикальное реформирование общества затруднялось рядом факторов:

- партийно-государственная номенклатура, сосредоточившая в своих руках всю полноту экономической и политической власти, не была заинтересована в сколько-нибудь серьезных переменах, так как строила для себя коммунизм путем льгот и привилегий.

- в реформировании не были заинтересованы и значительные слои населения. Колхозное крестьянство привыкло терпеть и рассчитывало на помощь государства. Рабочие привыкли к уравнительному распределению. Интеллигенция также зависела от власти. Общественному сознанию были присущи конформизм, консерватизм, социальная апатия, боязнь перемен («как бы не стало хуже»);

- в стране давно отсутствовали альтернативные государственной монополии самоорганизующиеся социальные механизмы. Рыночные отношения существовали в ограниченных легальных рамках «колхозной торговли», а также в различных вариантах «теневой экономики». Гражданское общество как сеть организаций, представляющих интересы групп граждан перед государством, отсутствовало. Профсоюзы, комсомол и другие общественные объединения, призванные защищать интересы своих членов, выполняли роль «приводных ремней от партии к массам», имели формально-демократический характер;

- основная масса населения выросла в условиях жесткого политического и идеологического режима, имела превратное представление как о тенденциях социального развития в наиболее развитых странах, так и о собственном историческом опыте, например о периоде нэпа.

В первой половине 80-х гг. страна оказалась в явном тупике. Престарелого Брежнева после смерти в ноябре 1982 г. сменил больной Андропов. Андропова после смерти в феврале 1984 г. сменил не менее больной и совершенно бесцветный К. У. Черненко. В марте 1985 г. после смерти Черненко Генеральным секретарем ЦК КПСС был избран секретарь ЦК КПСС и член Политбюро Михаил Сергеевич Горбачев. С его приходом во власть возобновились попытки реформирования страны.

 

Причины и первые попытки всестороннего реформирования советской системы в 1985 г. Цели и основные этапы перестройки в экономическом и политическом развитии СССР

Внешне СССР выглядел могущественным государством (1/6 часть обитаемой суши, 22,4 млн. кв. км; 286,7 млн. жителей по переписи 1989 г.) с достаточно развитой экономикой, огромными природными богатствами и крепкой обороной. На самом деле в стране существовало огромное число проблем, «гордиевых узлов». С каждым годом ухудшались качественные показатели развития экономики. Постоянно падала эффективность от осуществлявшихся капитальных вложений, особенно в сельское хозяйство. Фактически прекратился рост производительности труда. Низким оставалось качество значительной части производственной и бытовой техники, одежды, обуви, других изделий. В условиях перестройки и благодаря гласности стало известно, что стоимость незанятых рабочих мест в народном хозяйстве оценивалась в 200 млрд рублей и это составляло 12% от стоимости всех производственных фондов страны, которая оценивалась в 1,6 трлн рублей. Около 50 млн. человек были заняты ручным трудом, в основном в сельском хозяйстве, строительстве, некоторых других отраслях. Страна стала явно отставать от США, ФРГ, Японии и других в научно-техническом отношении. Научно-технический шпионаж, которым занимались Комитет государственной безопасности СССР и Главное разведывательное управление Министерства обороны СССР, не мог восполнить все пробелы. Если военно-промышленный комплекс получал почти все необходимое, то гражданский сектор, социальная сфера финансировались по так называемому «остаточному принципу». В СССР к середине 80-х гг. имелось 1,2 млн. инвалидов Великой Отечественной войны, 40 млн. малообеспеченных граждан с доходом меньше 70 рублей в месяц, 15,7 млн. были совершенно одинокими людьми, как правило, малообеспеченными пенсионерами. В то же время страна несла огромные неоправданные потери. Огромное количество картофеля, зерновых, овощей пропадало на полях. Многие товары из-за низкого качества годами лежали на прилавках, неоднократно уценивались и, наконец, списывались. Десятилетиями продолжались разговоры об обеспечении сельского хозяйства техникой, удобрениями и т. д. Зачастую импортное оборудование, закупаемое за валюту, приходило в полную негодность. Потери от расхлябанности, воровства, плохого качества продукции за один лишь год оценивались в 240 млрд рублей, что было вполне сопоставимо с потерями, понесенными страной за время Великой Отечественной войны. Чрезвычайно напряженной была международная обстановка.

Первоначально Горбачев говорил об «ускорении» в развитии страны, об использовании опыта ленинской новой экономической политики, часто повторял: «Больше социализма!» Была развернута очередная кампания борьбы с пьянством, за укрепление трудовой дисциплины. Серьезно обновился руководящий состав на всех уровнях.

Вместо Третьей программы КПСС на XXVII Съезде КПСС (1986) была утверждена более реалистическая новая редакция, в которой строительство коммунизма становилось стратегической целью. Третья программа представляла собой пример долгосрочного, стратегического планирования, опыт которого не был в должной мере учтен. В новой редакции Программы КПСС сохранились рецидивы популизма: каждой семье вновь был обещан отдельный дом или квартира и вновь без определения качественных параметров. До внятного разъяснения народу причин провала выполнения Третьей программы руководство КПСС так и не снизошло. Между тем потребность в анализе этих причин была велика, так как «стратегия перестройки» вырабатывалась с большим трудом. Правление Брежнева получило от Горбачева обозначение как время «застоя», «стагнации». Но очень скоро пришлось признать наличие в стране глубокого кризиса во всех сферах жизни общества.

В 1987 г. началась экономическая реформа, которая предполагала внедрение хозяйственного расчета, самостоятельности предприятий, допускала кооперативную и индивидуальную предпринимательскую деятельность.

С самого начала очередные «реформаторы» столкнулись с двумя проблемами. Во-первых, большинство нововведений «спускалось на тормозах» местным большим и малым начальством, которое бодро докладывало о выполнении, но мало что делало на практике. Во-вторых, появились обстоятельства, осложнявшие реформы: в апреле 1986 г. произошла авария на Чернобыльской атомной станции. Началось падение цен на энергоносители на международной арене. Потери от алкогольных доходов, которые составляли десятки миллиардов рублей ежегодно, компенсировать не удалось. Многие люди лишились удобной «отдушины», возможности «расслабиться». Население повсеместно приобретало водку по талонам, стоя в огромных очередях, гнало самогон и все больше негодовало, злилось на власть.

Народ стал трезвее. А ведь в ход была пущена «гласность», благодаря которой население стало постепенно знакомиться с реальным положением вещей в стране. В стране стало формироваться общественное мнение. Появились так называемые «неформальные организации», которые заняли более активную общественную позицию, чем полусонные профсоюзы, полуразложившийся комсомол и другие «дочерние» отделения КПСС. Наряду с экологическими, историко-культурными, молодежными движениями появились Народные фронты «в поддержку перестройки» в Прибалтике и даже откровенно антикоммунистический Демократический союз, объединивший наиболее непримиримых радикалов-диссидентов.

В 1989 г. прошли выборы народных депутатов СССР. Впервые выдвигалось несколько кандидатур, а не одна - единственная, как раньше. Во время Первого съезда народных депутатов СССР в мае-июне 1989 г. критическое состояние советского общества выявилось в полной мере, началась борьба между блоком коммунистов и блоком демократов.Эта борьба продолжилась и в избранном Съездом Верховном Совете СССР, который наподобие западных парламентов стал работать на постоянной основе. После упорной борьбы из Конституции СССР 1977 г. была исключена статья 6 о руководящей и направляющей роли КПСС в обществе, после чего в стране быстро возродилась многопартийность.В марте 1990 г. после еще одного изменения Конституции первым Президентом СССР Съезд народных депутатов СССР избрал Горбачева.

Реорганизация верховной советской власти не привела к успокоению политических страстей. Демократическая оппозиция максимально использовала всеобщее недовольство концентрацией огромных ресурсов в руках московского Центра, привилегиями номенклатурной касты, ухудшающимся материальным положением.

Сильного лидера демократический блок обрел в лице Бориса Николаевича Ельцина (1931-2007). В 1985 г. Ельцин, секретарь Свердловского Обкома КПСС, был переведен в Москву на должность Первого секретаря Московского городского комитета КПСС и стал кандидатом в члены Политбюро, членом «команды Горбачева». Осенью 1987 г. Ельцин выступил с критикой непоследовательности и противоречивости перестройки, лишился партийных постов, работал заместителем председателя Государственного строительного комитета СССР. Весной 1989 г. Ельцин был избран народным депутатом СССР и в Верховном Совете СССР возглавил оппозиционную Межрегиональную группу депутатов. Весной 1990 г. прошли выборы народных депутатов РСФСР. На Первом съезде Ельцин был избран Председателем Верховного Совета РСФСР. Он продолжал критиковать реформаторские потуги Горбачева. Поддерживал забастовочное движение шахтеров, стремление прибалтийских и других национал-демократов к отделению от Центра. Остро критиковал работу Председателя Совета министров СССР Н. И. Рыжкова и обещал, в отличие от Рыжкова, провести реформы «без повышения цен» и т. д. На XXVIII Съезде КПСС летом 1990 г. Ельцин, главный критик, антагонист Горбачева, демонстративно вышел из Коммунистической партии.

Инициатор перестройки быстро терял авторитет и в своей партии, и среди населения. Неудачным было обновление «команды», реорганизация СМ СССР в Кабинет министров, который с конца 1990 г. стал подчиняться не Верховному Совету СССР, а непосредственно Президенту СССР.

Весной 1991 г. в рамках заявленной экономической реформы союзное правительство резко повысило цены. Экономическое положение продолжало ухудшаться. В этой обстановке 12 июня 1991 г. состоялись выборы Президента РСФСР.На этих выборах, выступая в паре с кандидатом в вице-президенты А. В. Руцким, Ельцин победил в первом же туре. В других республиках, входивших в СССР, тоже один за другим выбирались свои президенты и провозглашалась независимость, желание выйти из СССР.