Вторжение СССР в Афганистан и его внутри- и внешнеполитические последствия

Признание ракетно-ядерного паритета стало важнейшим условием для нового потепления в международных отношениях, которое с легкой руки французского президента Шарля де Голля получило название «разрядки международной напряженности».

В первой половине 70-х гг. произошли многие важные события.

В 1972 г. были подписаны Договор между СССР и США об ограничении противоракетной обороны (ПРО) и Временное соглашение о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений. Были установлены «потолки» для противоракетных систем и места их базирования с учетом имевшегося соотношения сил. В 80-е гг. при президенте Рональде Рейгане возникла идея создания глобальной противоракетной системы (стратегическая оборонная инициатива — СОИ). Ее не реализовали в связи с распадом ОВД и СССР. В 2002 г. при президенте Джордже Буше-младшем США заявили о своем выходе из договора по ПРО, о создании новой системы противоракетной обороны.

В первой половине 70-х гг. начались регулярные встречи советских и американских руководителей, сначала Ричарда Никсона и Брежнева. Были подписаны десятки соглашений в области экономического, научно-технического и культурного сотрудничества.

В 1979 г. Джимми Картер и Л. И. Брежнев подписали Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений, который получил название ОСВ-2. Этот документ впоследствии реально соблюдался, хотя так и не был ратифицирован американским конгрессом и Верховным Советом СССР. На это были серьезные причины.

Большой ущерб международному авторитету СССР нанесло решение высшего политического руководства страны ввести советские войска в Афганистан в декабре 1979 г. Решение принималось в узком кругу: Генеральный секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев, министр обороны Д. Ф. Устинов, министр иностранных дел А. А. Громыко, председатель КГБ Ю. В. Андропов. Советское руководство считало необходимым оказать поддержку одной из боровшихся в стране политических сил, предотвратив усиление в Афганистане американского влияния и прикрыв южную границу СССР.

На Западе эти действия были расценены как стремление СССР «выйти к южным морям», к Персидскому заливу, укрепить свои позиции на Среднем Востоке. Многие в мире расценили ввод войск в Афганистан как интервенцию, вмешательство во внутренние дела слабого соседа.

Кампания в Афганистане затянулась. Против «советских друзей» развернулось мощное партизанское, освободительное движение. Сотни тысяч афганцев были убиты или покинули страну (при населении 15 млн. человек). С советской стороны погибли более 14 тыс. человек, десятки тысяч получили ранения и увечья, сотни тысяч были психологически травмированы. В феврале 1989 г. вывело свои войска из Афганистана, борьба за власть в котором продолжилась.

В целом в послевоенный период (1950-1989) Вооруженные силы СССР являлись орудием активной внешней политики советского руководства. По официальным данным было потеряно 16,1 тыс. человек. В ходе войны в Корее безвозвратные потери составили 299 человек, во время событий в Венгрии — 720 человек. В Афганистане безвозвратные потери составили 14 751 человек, а санитарные — 469 685 человек.