Первая волна русской эмиграции: центры, идеология, политическая деятельность, лидеры

В XX в. в нашей стране происходили драматические и весьма серьезные изменения, к которым не все россияне смогли приспособиться. Десятилетиями многие россияне жили в тяжелых материально-бытовых условиях. Эмиграция (от лат. emigre — выселяюсь) — это выезд граждан из своей страны в другую страну на постоянное место жительство (или на более или менее длительный срок) по политическим, экономическим и другим причинам. Принято говорить о четырех волнах эмиграции: после революции 1917 г. и Гражданской войны; в период и после Великой Отечественной и Второй мировой войн; в конце 60-х — в 70-х гг. XX в.; в последнее десятилетие XX в. и первое десятилетие XXI в.

Многие россияне покинули страну после 1917 г., в ходе и результате Гражданской войны. Чаще всего называют цифру в 2 млн. эмигрантов этой «волны». Русские диаспоры образовались в западноевропейских (Германия, Франция), славянских (Югославия, Болгария, Чехословакия), приграничных (Польша, Финляндия, Румыния, Прибалтийские государства) странах, а также появились в США, Канаде и Австралии, в Латинской Америке, в Китае.

В первые годы после отъезда из России многим эмигрантам казалось, что большевики долго не продержатся и им удастся вернуться на родину. За границей действовали эмигрантские организации, пытавшиеся расшатать советскую власть изнутри или организовать новую интервенцию. Некоторые покаялись и вернулись домой еще до конца 20-х гг. Превращение СССР в мощную державу, победа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., сохранение жесткого политического режима в послевоенном СССР ускорили процесс социокультурной адаптации русских эмигрантов.

Русская эмиграция не представляла собой единого целого. Но важную роль в сохранении духовной связи с Россией сыграла приверженность православию, русскому языку и русской культуре. За границей многие знакомились с Россией через эмигрантов. Эмиграция стала своеобразным историческим феноменом. Она связала старую и новую Россию, Россию и Европу, другие регионы. Многие русские эмигранты были настоящими патриотами России и старались быть ей полезными.

 

Современная отечественная и зарубежная историография о причинах, содержании и последствиях общенационального кризиса в России и революции в России в 1917 г.

Революционные события 1917 г. в России в силу места, которое занимает наша страна в мире, не могут не быть предметом ожесточенных споров между политиками, публицистами, философами, историками. Различия в понимании предпосылок (причин), в описании событий и подборе фактов, в оценках прихода к власти большевиков и последствий происшедшего переворота являются предметом множества научных и околонаучных дискуссий, конференций, книг, статей. Рамки учебного издания заставляют ограничиться схематичным и обобщенным изложением основных позиций.

Кто-то еще долго будет спорить по поводу того, что именно сыграло главную роль в событиях 1917 г. - упрямство Николая II и ограниченность российской политической элиты, предполагаемое «шпионство» Ленина или доказанное масонство Керенского. Профессиональные историки должны руководствоваться фактами, которые выстраиваются следующим образом.

В дореволюционной России модернизация в политической и духовной сферах отставала от модернизации экономической. Последний российский император после каждого шага вперед делал два шага назад, а в условиях войны утратил ощущение реальности. В условиях тяжелой войны общенациональный кризис и революция не заставили себя долго ждать. С февраля по октябрь 1917 г. в России развивался непрерывный процесс борьбы различных сил за власть, который составил содержание Российской революции 1917 г.

Революция. Коренной переворот, глубокие качественные изменения в развитии явлений природы, общества или познания; социальная революция — переход от отжившего социально-экономического строя к более прогрессивному; коренной переворот в социально-экономической структуре общества

Российская революция 1917 г. стала вызовом всему остальному миру, который стал меняться. Стало осуществляться предвидение русских философов П. Я. Чаадаева, в. С. Соловьева, Ф. М. Достоевского, Н. А. Бердяева о том, что русскому народу предстоит особая миссия в развитии человечества. Марксисты, русские коммунисты во главе с Лениным с гордостью подчеркивали, что центр мирового революционного движения переместился в Россию. Они были убеждены в том, что в России, несмотря на безусловную отсталость, есть достаточные предпосылки для того, чтобы построить лучшее в мире социалистическое общество.