Лекция 17. Современная научная картина мира как парадигма высшего образования

Связь науки с образованием. Объективные и субъективные причины запаздывания внедрения новых научных парадигм в преподаваемые дисциплины. Основные недостатки образовательных парадигм.

Передовое образование как залог успешности построения социального государства в России. Модернизация российской высшей школы на принципах булонской концепции высшего образования. Федеральные и национальные исследовательские университеты, как авангард российского образования.

Основные положения Программы развития Иркутского государственного технического универститета на 2010-2019 гг. ИрГТУ занимает бóльшую территорию Студгородка. На территории кампуса университета компактно расположены учебные корпуса, общежития, жилые дома преподавателей, поликлиника, санаторий-профилакторий, спортивные сооружения, магазины, кафе, столовые.

Это один из крупнейших вузов Сибири, в котором обучаются более 35 тыс. студентов по 86 специальностям 10 профилей подготовки.

За 76 лет своей деятельности ИрГТУ подготовил более 110 тыс. специалистов, в том числе около 2 тысяч для зарубежных стран.

В настоящее время 70% инженерного корпуса Иркутской области и 50% руководителей высшего и среднего звена ведущих фирм и компаний региона - выпускники ИрГТУ.

На данное время университет имеет: десятки комплексных многопрофильных договоров с крупными промышленными компаниями; более 1000 договоров с предприятиями малого и среднего бизнеса; сотни договора на выполнение научно-исследовательских работ, главным образом с промышленными компаниями и госучреждениями.

Программа развития ИрГТУ нацелена на обеспечение исследований и разработок, соответствующих мировому уровню, по приоритетным направлениям развития (ПНР) университета путем создания на его базе исследовательского центра, осуществляющего эффективную интеграцию образования, научных исследований и инноваций, развитие научных исследований по ПНР университета в интересах региона и страны и достижение значимых результатов мирового уровня, сосредоточение в университете лучших научно-педагогических кадров в регионе, подготовку конкурентоспособных специалистов в различных отраслях знаний на основе использования современных образовательных технологий и научных достижений, обеспечения финансовой устойчивости и развития инфраструктуры университета.

В настоящее время Дальневосточный и Байкальский регионы ориентированы в основном на сырьевой экспорт. В результате они стали отставать в развитии сбалансированной и устойчивой экономики в отличие от многих регионов Российской Федерации, а тем более от сопредельных государств. Это выталкивает Россию на периферию протекающих в Азиатско-Тихоокеанском регионе процессов развития, оттесняет ее на позицию исключительно поставщика сырья и продукции его первичной переработки. Такое периферийное развитие создает угрозу демографической стабильности Дальневосточного и Байкальского регионов и устойчивости системы расселения в пределах территории градообразующих предприятий.

Одним из выходов в создавшейся ситуации, обеспечивающих конкурентоспособность восточных регионов России, может стать создание в Иркутской области мощного научно-образовательного центра, осуществляющего подготовку высококвалифицированных кадров и проведение научных исследований по следующим четырём приоритетным направлениям развития (далее - ПНР):

1. высокоэффективные технологии недропользования;

2. наукоемкие, высокоэффективные технологии производства машин и оборудования;

3. наукоемкие системы жизнеобеспечения урбанизированных и малонаселенных территорий;

4. индустрия наносистем и материалов.

Задачи модернизации социологического образования в Институте изобразительных искусств и социально-гуманитарных наук. Установленный политическим руководством государства курс на мо-дернизацию производственной сферы, технологий и коммуникаций имеет в своей основе и социально-гуманитарную составляющую. В последнем Послании Президента Федеральному Собранию Российской Федерации указано на тесную связь технической и экономической модернизации страны с модернизацией ее социальной системы, с развитием гражданского общества, с социальной политикой государства и социальным ориентированием бизнеса.

Высококвалифицированный специалист, представляя передовую часть российского общества, в какой бы области он не работал, должен быть готов к параллельной реализации социально-политической функции: к участию в работе представительного органа государственной власти или местного са-моуправления, общественной палаты, рабочего органа политической партии, наблюдательного, попечительского, экспертного совета и т. п.; к взаимодей-ствию с профсоюзами, некоммерческими организациями. Иными словами, он должен быть готов к взаимодействию с институтами гражданского общества и к участию в их деятельности. Для этого нужны определенные социологические знания. Новые Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) подготовки бакалавров и магистров социологии и социальной работы, основанные на компетентностном подходе, позволяют расставить необходимые акценты в учебном процессе, ввести соответствующие спецкурсы, в том числе и с использованием блочно-модульной формы. Подготовка таких высококлассных специалистов возможна при соблюдении четырех главных условий: а) интеграция образования, науки и производства; б) наличие в штате преподавателей высококлассных ученых-педагогов; в) оптимальная организация учебного процесса, межпредметная, междисциплинарная и межнаучная координация и интеграция; г) должное материально-техническое и научно-информационное обеспечение учебного процесса и научной деятельности. Максимальное «погружение» обучаемых в специализацию можно организовать через ознакомительные и производственные практики (этой форме учебной работы в новых ФГОС уделено особое внимание) в социальных службах предприятий, принадлежащих компаниям – стратегическим партнерам ИрГТУ: ОАО «НК Роснефть», ОАО «Газпром», АК «АЛРОСА», ОК «РУСАЛ», ГК «НИТОЛ» и др., через государственные учреждения социальной защиты населения.

Кафедра социологии и социальной работы:

· проводит социологические исследования по продвижению продуктов высокоэффективных технологий (ПНР 1, 2, 4);

· осуществляет мониторинг региональной жизнедеятельности и создание на его основе: базовой модели единого комплекса жизнепригодных территорий; модели урбанизированных территорий, пригодных для жизнедеятельности; модели малонаселенных территорий, пригодных для жизнедеятельности (ПНР 3);

· исследует эффективные социальные технологии, их использование субъектами инновационного бизнеса; эффективность социальных инвестиций и социального партнерства; проблемы социальной ответственности бизнеса (все ПНР).

 

 


[1] In+ forme - как передача данных через изменение форм.(См. работу Кузьмичева А.А. Истина и виртуальность. Иркутск, 2001.)

[2] Гильберт Д., Бернайс П. Основания математики. Логические исчисления и формализация арифметики. М.: Наука, 1982

[3] Так называемое "несущественное вхождение" у Б. Рассела.

[4] «Шаг» определяется типом функции изменения по времени. Например, для определения линейной функции достаточно двух точек с любым шагом в рамках выделенной области определения.

[5] Естественная установка — понятие феноменологии, обозначающее «наивную» установку сознания, для которой миры — природный и социальный — несомненны, непосредственно даны и приняты на веру как само собой разумеющиеся, что привело к возникновению феноменологической социологии. По Гуссерлю, мир естественной установки суть целостный естественный мир как обыденного, донаучного, так и позитивно-научного мышления, который, как мир фактов, постоянно доступен нам и находится «здесь, перед нами». Для Гуссерля анализ естественной установки является предварительным для осуществления феноменологической редукции, в ходе которой происходит воздержание от естественной установки, «заключение ее в скобки» как путь к обнаружению и описанию трансцендентальной сферы «чистого» сознания.

[Авт.1][Архимандрит Киприан(Керн) Антропология Св. Григория Паламы, Париж, 1950., с. 91—92].

[Авт.2] Прокл Первоосновы теологии. Тбилиси, 1972. с. 89.