Лекция 2. Мир и его представление: познавательные способности человека и антропоморфизация мира.
Лекция 1 Наука и научная картина мира: роль практики, методологии и языка науки.
Наука как форма культуры и общественного сознания, социальный институт, исследовательская деятельность по производству научных идей, её мировоззренческие особенности и методологическое отличие от ненаучных форм, институтов, идей. Объект, предмет, метод науки. Вера и убеждение, вероятность и достоверность в науке.
Язык науки и научная картина мира. Лингвистическая картина мира. Л. Витгенштейн: «теория о мире говорит, а картина мира его показывает».
Научная методология, её генезис и развитие под влиянием антропных форм отражения мира, потребностей теории и практики.
Мир «как он есть» и его представление в человеческом сознании. Антропоморфизм в представлении мира. Сущность и структура психического способа отражения мира: сенсуальное, эмоциональное, рациональное, интеллектуальное; их роль в генезисе картины мира. Память, как механизм фиксации потоков мышления. Виртуал и консуетал.
Роль мышления и воображения в эволюции картины мира.
Объективная реальность и виртуальные миры науки. Тип взаимосвязи материального мира и его идеальных картин. Картина мира и мировоззрение: диалектика обыденного и научного. Эволюция картины мира в онтогенезе. Онтогенез как повторение филогенеза. Этапы формирования личной картины мира человека, диалектика их связи с миром и его общезначимой картиной. Знаково-словесный или словесно-речевой, визуально-пространственный или образно-пространственный, сенсорный или тактильно-кинестетический способы кодирования информации о мире. Близость образного мышления к бессознательному: человек мыслит образами в детстве и во сне.
Пределы абстрагирования в интеллектуальной картине мира, картины картин мира.