Тема 21 Методы сбора социологической информации
Наблюдение
Наблюдение — метод научного исследования, заключающийся в активном, систематическом, целенаправленном, планомерном и преднамеренном восприятии объекта, в ходе которого получается знание о внешних сторонах, свойствах и отношениях изучаемого объекта.
По степени формализованности выделяют неконтролируемое, или нестандартное, и контролируемое наблюдение. В первом случае исследователь пользуется общим принципиальным планом; во втором события регистрируются по детально разработанной схеме: есть бланк для наблюдения, который заполняется наблюдателем, используются также кино- и фотодокументы (примером может служить наблюдение за участниками деловой игры, совещания, митинга и т. п.).
Наблюдение бывает включенным и невключенным. Преимущество включенных наблюдений заключается в том, что они обеспечивают исследователю наиболее яркие и непосредственные впечатления от наблюдаемой ситуации, В этом же состоит и основной недостаток: исследователь может потерять способность объективно оценивать ситуацию, слишком вживаться в роль соучастника событий. Важно, чтобы своим присутствием исследователь не вносил .флуктуации в деятельность коллектива, не проявлял внешне повышенного интереса к происходящему, больше слушал и запоминал, не принимал чьей-либо стороны, не записывал свои наблюдения на виду.
Если наблюдение проводится вне научного учреждения, то оно называется полевым. Могут быть и лабораторные наблюдения, когда людей приглашают для беседы, деловой игры. Наблюдения могут быть одномоментными и систематическими.
Как самостоятельный способ исследования наблюдение может использоваться во время митингов, демонстраций.
Работа с документальными источниками
Документальной в социологии называют любую информацию, зафиксированную в печатном или рукописном тексте, на магнитной ленте, на фото-, кино-, видеопленке. В этом смысле значение термина отличается от общеупотребительного.
Целевые документы — документы, специально подготовленные для данного исследования.
По степени персонификации документы делятся на личные и безличные: личные документы — карточки индивидуального учета, личные дела, дневники, мемуары; безличные документы — это статистические или событийные архивы, пресса, протоколы и т. п.
В зависимости от статуса документального источника выделяют официальные и неофициальные документы: официальные документы -— правительственные материалы, постановления, заявления, стенограммы официальных заседаний, данные государственной и ведомственной статистики, деловая корреспонденция, финансовая отчетность и т. п.; неофициальные документы — частные письма, материалы СМИ и т. п.
По источнику информации документы разделяют на первичные и вторичные: первичные документы составляются на базе прямого наблюдения или опроса; вторичные документы представляют собой обобщение, обработку или описание, сделанное на основе первичных документов.
Контент-анализ
Контент-анализ — это перевод в количественные показатели текстовой информации с последующей ее статистической обработкой. Например, частота цитирования того или иного ученого — официальный показатель его научного авторитета.
Опросы
Опросы — незаменимый прием получения информации, является почти универсальным методом. Самое важное — знать, о чем именно спрашивать, как спрашивать, какие задавать вопросы и, наконец, убедиться в том, что можно верить полученным ответам. Существуют два опросных метода: интервью и анкетные опросы.
Интервью — проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом, причем интервьюером или его ассистентом производится запись ответов, возможно на пленку.
По технике проведения различаются свободные, фокусированные' и формализованные интервью. Свободные интервью — это продолжительные беседы с респондентом без строгой детализации вопросов. Формализованное (стандартизированное) интервью предполагает детальную разработку всей процедуры, включая общий план беседы, определенную последовательность и построение вопросов, варианты возможных ответов. Фокусированное (клиническое) интервью — выявление относительно узкого круга реакций опрашиваемого (с помощью такого интервью можно изучать реакцию людей на сообщения СМИ, рекламу; причем информацию предварительно обрабатывают методом контент-анализа).
Телефонные интервью применяют для оперативного зондажа общественного мнения. При этом список опрашиваемых лиц может использоваться многократно. В рамках избирательных кампаний активно используется техника фокус-группы: интервьюер выступает инициатором и ведущим дискуссии по заданной проблеме (обсуждаются личные качества потенциальных кандидатов, программы политических партий).
Анкетный опрос предполагает жестко фиксированный порядок, содержание и форму ответов, причем они регистрируются либо самим респондентом (заочный опрос), либо интервьюером (прямой опрос). Анкетные опросы классифицируются по содержанию и конструкции задаваемых вопросов. Различают открытые опросы, когда респонденты высказываются в свободной форме, и закрытые опросы, когда в опросном листе (анкете) все варианты ответов предусмотрены заранее.
Анкетные опросы по почте отличаются от анкетирования на месте: в первом случае ожидается возвращение анкеты по заранее оплаченному почтовому отправлению, во втором социолог сам собирает заполненные анкеты. Почтовое анкетирование в 10—20 раз дешевле анкетирования на месте, однако процент возврата анкет весьма невысок.
В процессе анализа собранной социологической информации проверяются выдвинутые гипотезы, выявляются новые проблемы.
Элементарные процедуры упорядочения собранной информации — группировка и классификация. Простая группировка — это классификация или упорядочение данных по одному признаку. Перекрестная группировка — это связывание данных, предварительно упорядоченных по двум признакам в таблицах. Основная задача перекрестной группировки •— поиск устойчивых связей изучаемых объектов.
Возможна эмпирическая типологизация — поиск устойчивых сочетаний свойств социальных объектов не по одному или двум, а по нескольким измерениям одновременно. Задачи многомерной эмпирической типологизации решают с помощью математических процедур распознавания образов — таксономии. В эмпирическом материале для таксономического анализа выделяются группы — таксоны и затем анализируется их миграционное поведение.
В многомерной эмпирической классификации используется прием кластерного анализа. Например, конфигурация депутатских групп в органах представительной власти, позволяющая прогнозировать их поведение. Как правило, социологи используют стандартные компьютерные программы обработки социологической информации, пригодные для выдачи простых распределений, процентов, отклонений, ранговых и парных коэффициентов корреляции, энтропии, регрессионных показателей, различного рода индексов и т. п.