Школа и педагогика России в первой половине ХХ века.
Лекция 9
План:
1. Единая трудовая школа
2. Развитие педологии в России
3. Развитие школы в 1930-50-е годы
4. Педагогика Российского Зарубежья
После революции 1917 года было принято «Положение о Единой Трудовой школе» (1918 г.). Народный комиссариат просвещения возглавил Анатолий Васильевич Луначарский (1875-1933). Новое положение во многом разрушало предшествующую систему народного образования. Так, новыми были:
• Закрытие частных школ
• Запрещение древних языков и религии в школах
• Совместное обучение.
Провозглашались новые принципы и организационные основы образования:
• 1 ступень – 5 лет
• 2 ступень – 4 года
• Право всех граждан на образование независимо от расовой, национальной принадлежности и социального положения; равенство в образовании женщины и мужчины; школа на родном языке, светское обучение; соединение обучения с производительным трудом.
Реформа не имела массовой поддержки в среде учительства. В декабре 1917 – марте 1918 состоялась стачка учителей, обвинявших большевиков в терроре. Стачка и Союз учителей, созданный на съезде, где присутствовало 75 тыс. учителей были объявлены незаконными. Начался массовый отток учителей из школ. Был создан Союз учителей-интернационалистов.
В 1920 – 1925 гг. проводилась кампания по ликвидации неграмотности под руководством чрезвычайной комиссии во главе с Н.К. Крупской. На окраинах грамотность населения составляла 23 %, в столицах 50 %.
Советскую педагогику представляли опытно-экспериментальные учреждения, из которых первой и наиболее известной была опытная станция под руководством Станислава Теофиловича Шацкого (1878-1934). С.Т. Шацкий понимал воспитание как организацию жизни детей, которая складывается из физического труда, игр, занятий искусством, умственной деятельности, социальной жизни. Он считал, что труд имеет наибольшую воспитательную ценность тогда, когда школьники осознают его необходимость для детского коллектива, рассматривают свой труд как частицу общего труда.
Деятельность Антона Семеновича Макаренко (1888 – 1939) в 1920-е годы еще не влияла на развитие теоретической педагогики. Макаренко стал классиком советской педагогики уже в 1940-е годы (идеи воспитания в коллективе, трудового воспитания).
Комплексные учебные программы предполагали распределение материала не по учебным предметам и дисциплинам, а по темам и направлениям. В молодой советской школе стали внедряться Дальтон-план, метод проектов. Основными видами проектов были:
• Активно-трудовой
• Исследовательский
• Лабораторный
• Экскурсионный метод
Теоретическая педагогика была представлена рядом направлений, в том числе теорией отмирания школы (Виктор Николаевич Шульгин (1894-1965). Теория предполагала организацию не школы, но всей социальной среды в целях воспитания подрастающего поколения.
В 1920-е годы активно развивалась педология. Основателем и творцом педологии в СССР называют Владимира Михайловича Бехтерева (1857-1927), который еще в 1903 г. высказал мысль о необходимости создания особого учреждения для изучения детей – педагогического института в связи с созданием Психоневрологического института в Петербурге. В число отделов кроме психологического был включен и педологический отдел для экспериментальных и иных исследований, создавался научный центр изучения личности. В связи с основанием отдела педологии у В.М.Бехтерева появилась идея создания Педологического института. В.М. Бехтерев ввел в педологию рефлексологические методы исследования ребенка.
Биогенетическая концепция была представлена П.П. Блонским и его коллегами и последователями. «Биогенетический закон» утверждал что онтогенез является сокращенным повторением филогенеза. Психическое развитие индивида является повторением психического развития рода.
Представители социогенетической концепции С.С. Моложавый, А.С. Залужный, А.Б. Залкинд— акцентировали внимание на определяющей роли внешних факторов в воспитании и формировании личности, преувеличивали роль среды в воспитании личности.
Организационно педология воплотилась в:
• сеть научно-исследовательских педологических учреждений:
• институты и лаборатории, которые исследовали жизнь, деятельность, поведение ребенка;
• 1921 г. Центральный педологический институт, просуществовавший до 1936 г.;
• 1923 г. "Педологический журнал", издававшийся Орловским педологическим обществом под редакцией известного педолога М.Я. Басова.
Педология в России с ее антропологическими исследованиями была запрещена 4 июля 1936 г. постановлением ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпросов»: "теория и практика так называемой педологии базируется на ложно-научных антимарксистских положениях", к которым относится «прежде всего, главный закон современной педологии — "закон" фаталистической обусловленности судьбы детей биологическими и социальными факторами, влиянием наследственности и какой-то неизменной среды».
Реформирование советской школы началось с постановления «О начальной и средней школе» (1931), в котором констатировалась слабая подготовка учащихся. Постановление фактически возвращало в советскую педагогику основы гербартианской теории.
Идеи постановления:
• Преемственность
• Регулярное предметное обучение
• Стандартные программы и учебники
Большая работа проводилась по реализации принципа всеобщности обучения. Основные вехи реализации этого принципа таковы:
• 1930 – обязательное начальное образование (4 года)
• Конец 30-х – всеобщее 7-летнее обучение в городах
• Начало 1950-х – всеобщее 7-летнее обучение
• 1958 – всеобщее восьмилетнее обучение
• 1970 – завершено осуществление обязательного восьмилетнего обучения.
Ряд направлений отечественной педагогической мысли, который не мог развиваться в СССР, был представлен так называемой педагогикой Российского Зарубежья (эмигрантами). Так, Василий Васильевич Зеньковский (1881-1962) занимался развитием христианской педагогической антропологии, Сергей Иосифович Гессен (1887-1950) создал «Основы педагогики, в которых подчеркивалась ведущая роль философии в развитии педагогической мысли.
Иван Александрович Ильин (1883-1954) развивал теорию духовно-нравственного воспитания личности, предсказав многие проблемы развития школы и образования, которые в практической деятельности проявились уже во второй половине ХХ – начале XXI века. «Образование без воспитания не формирует человека, а разнуздывает и портит его, ибо оно дает в его распоряжение жизненно выгодные возможности, технические умения, которыми он, — бездуховный, бессовестный, безверный и бесхарактерный, — и начинает злоупотреблять», - писал И.А. Ильин.
Также можно говорить о возвращении в отечественную педагогику идей представителей Российского Зарубежья – эмигрантов, труды которых также стали активно исследоваться и цитироваться в конце ХХ – начале XXI гг.
В целом отечественная школа и педагогика, несмотря на идеологизацию и исторические испытания, прошла в первой половине ХХ века серьезный и очень значимый путь развития, в результате которого страна вышла на лидирующие позиции в деле развития общего и музыкального образования.
Тестовые задания к лекции 9
1. Приведите в соответствие цитату и название педагогического труда:
«Знаменный салют оркестра, шелест пацаньих рук, пацаньи горячие глаза, наши открытые души разложили мы, как ковер, перед гостем. Горький пошел по рядам…»
а) «Бодрая жизнь»
б) «Республика ШКИД»
в) «Педагогическая поэма»
г) «Труд в его педагогическом и воспитательном значении»
2. С.Т.Шацкому принадлежит работа:
А) «Родное слово»
Б) «Бодрая жизнь»
В) «Педагогическая поэма»
Г) «Сельская школа»
3. Кто возглавил чрезвычайную комиссию по ликвидации неграмотности?
А) А.С. Макаренко
Б) С.Т. Шацкий
В) Н.К. Крупская
Г) В.Н. Сорока-Россинский
4. Кто был первым руководителем Народного комиссариата просвещения?
А) А.В. Луначарский
Б) В.И. Ленин
В) И.В. Сталин
Г) Н.К. Крупская
5. Какая концепция связывала отногенез человека и филогенез общества?
А) рефлексологическая
Б) социогенетическая
В) биогенетическая
Г) прагматическая
6. Выберите имя педагога-представителя Российского Зарубежья в ХХ веке:
а) Сухомлинский
б) Зеньковский
в) Шацкий
г) Блонский
Список литературы:
1. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. В 2 т. М., 1979.
2. Богомолова Л.И., Романова Л.А. История педагогики и образования в датах, событиях, фактах и именах: учебное пособие. – Владимир: ВГГУ, 2010.
3. Гессен С.И. Основы педагогики. М., 1998.
4. Джуринский, А.Н. История педагогики. – М.: Академия, 2007.
5. Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М.: Христианская жизнь, 2002.
6. История педагогики. Часть 2. С XVII в. до середины ХХ в. /Под ред. А.И.Пискунова. М., 1997.
7. Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф. История педагогики. М., 1982.
8. Крупская Н.К. Избранные педагогические произведения. М., 1966.
9. Латышина Д.И. История педагогики. М.: Гардарики, 2008.
10. Луначарский А.В. О воспитании и образовании. М., 1976.
11. Макаренко А.С. Избранные педагогические сочинения. М., 1978.
12. Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа: Сборник документов. 1917-1973 гг. М., 1974.
13. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. 1917-1961 гг. /Под ред. Н.П.Кузина и др. М., 1980.
14. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. 1941-1961 гг. /Под ред.А.М.Арсеньева и др. М., 1988.
15. Педагогические теории, системы и технологии: Хрестоматия. Часть 1. Учебное пособие для студентов пед. ун-та /Под ред. Е.Н.Селиверстовой. Владимир, 1998.
16. Российская педагогическая энциклопедия. Т.1. М., 1993. Т.2. М., 1999.
17. Фрадкин Ф.А., Плохова М.Г., Осовский Е.Г. Лекции по истории отечественной педагогики. М., 1995.
18. Фрадкин Ф.А. Педология: мифы и реальность. М., 1991.
19. Хрестоматия по истории школы и педагогики в России /Сост. С.Ф.Егоров. М., 1986.
20. Шаталов В.Ф. Педагогическая проза: из опыта работы школ г.Донецка. М., 1980.
21. Шаталов В.Ф. Точка опоры. М., 1987.
22. Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения. В 4 т. М., 1962-1964.
[1] Использованы материалы подготовленные д.пед. н., доцентом каф. педагогики Дорошенко С.И.
[2] Педагогика: Учеб.пособие. / В.А. Сластенин и др. – М.: Школа-Пресс, 2005. – С. 40.
[3] Хуторской, А.В. Современная дидактика: учебник для вузов / А.В. Хуторской. – СПб., 2006. - С.50-54.
[4] Измайлова, А.Б. Аксиологическая система русской народной педагогики. Монография. – Владимир: Собор, 2011. – 232 с.
[5] Дорошенко С.И. История образования, педагогической мысли и педагогики: методологические аспекты // Актуальные проблемы педагогики. – Владимир: ВГГУ, 2004. – С. 4 – 18.
[6] История педагогики. Ч.1. Под ред. А.И.Пискунова. М., 2008. - С.13-14
[7] Лихачев Д.С. Культура Руси времени Андрея Рублева и Епифания Премудрого (конец XIV – начало XV в.). – М.-Л.: АН СССР, 1962. – С. 145.
[8] Цит. по: История образования и педагогической мысли за рубежом и в России: учеб пособие/ Под ред. З.И. Васильевой. – М.: Академия, 2004. – С. 124.