Школа и педагогика XVIII века.

План

Воспитание и школа в Киевской Руси и Русском государстве (Х – конец XVII вв.), школа и педагогика в России XVIII в.

Лекция № 5

1. Развитие культуры, общего и церковно-певческого образования в Древней Руси.

2. Этапы развития древнерусского общего образования.

3. Школа и педагогика в России XVIII в.

Древнерусский период охватывает громадный временной пласт X-XVII вв. (складывание городов-государств, первичных начал государственности, политическую централизацию, соперничество городов и перенос столиц (Киев – Владимир – Москва). В ряде древнейших русских городов – Киеве, Новгороде, Владимире – древнерусский культурный расцвет до сих пор служит мощным «энергетическим толчком» автономизации, ощущения равноправия, порождает сегодняшнюю полифоничность теории и практики отечественного образования.

Крещение Руси (988 г.) повлекло за собой становление нового воспитательного идеала (идеала православного христианина), а также определило развитие школ «ученья книжного».

Приступая к анализу первого периода развития общего и церковно-певческого образования (X – начало XII вв.), связанного с принятием христианства в качестве государственной религии, с крещением и воцерковлением жителей древнерусских городов, с миссионерской деятельностью представителей греческого клира, с внедрением византийского пения и христианского церковного образования в различных культурных центрах, необходимо уточнить понятия «город-государство» и «Русь». По отношению к XI и XII векам, если строго следовать «летописной» исторической терминологии, нужно говорить отдельно о Руси и отдельно – о Владимирском княжестве. Так, сыновья Ярослава в 1249 г. получают от татар ярлыки: Александр – «на Кыев и всю Русьскую землю», а Андрей – на великое княжение владимирское. Название «Русь» приобретает свое широкое значение в Лаврентьевской летописи. Только по отношению к князю Всеволоду Юрьевичу, который в течение 37 лет владел «всею землею Русьскою» Новгородский летописец 70-80-х годов XIII века употребляет слово «Русь» в его современном значении. Разумеется, напрямую говорить о «столичности» и «провинциальности» древних городов данного периода нельзя. Можно вести речь лишь о возвышении одного центра по отношению к другому и о формировании первичной государственной формы – города-государства. Мы употребляем слово «Русь» в его современном, широком значении, включающем период Х-XII вв.

Древнерусская педагогическая мысль ярко представлена «Поучением» Владимира Мономаха(1053 – 1125 гг.) детям. Дети должны все делать сами для себя и не затруднять других. Князь Владимир предостерегает от лжи, блуда, лени; подчеркивает, что успех воспитания зависит от всей совокупности воспитательных средств.

Обучение велось в монастырях, при которых устраивались школы, в мужских и женских (Анна Всеволодовна, дочь князя Всеволода Ярославовича, св. Ефросиния Полоцкая, дочь князя Ростислава Всеславича). При церквах и монастырях содержались за церковный счет сироты и дети бедных родителей. Устройство древнерусской школы вначале соответствовало византийским образцам. При дальнейшем развитии школы в ней, кроме грамоты, преподавались предметы, составлявшие круг византийской учености.

Обучение пению началось в этот же период. Святой равноапостольный князь Владимир – креститель Руси – привез с собою из Херсонеса (Корсуни) первого митрополита Михаила с другими епископами, священниками и певцами. Первый митрополит Русской Церкви Михаил (греческий подданный, болгарин по происхождению), осуществляя крещение жителей иных (по отношению к Киеву) земель, везде «устроял» клирос, то есть приготовлял (ставил) церковных певчих.

Второй период (XII – начало XIV вв.) характеризуется в политическом плане перемещением столицы из Киева во Владимир.

В числе учебных пособий следует назвать псалтырь, патерики, изборники, повести и рассказы литературно-научного и нравственно-поучительного содержания, пчеты – сборники научных сведений, замечаний мудрецов и поэтов.

В 1158 году великий князь Андрей Боголюбский на месте сгоревшей деревянной церкви заложил храм во имя Успения Пресвятой Богородицы. Завершилось строительство в 1160 году. В том же году Андрей Боголюбский пригласил из Киева регента доместика Луку. Лука получил образование в школе доместиков у греков (а не в Киевской школе) и был непосредственным носителем греческой певческо-образовательной традиции. Стремление апеллировать непосредственно к Константинополю «через голову» Киева было одной из характеристик не только художественной, но и духовной, и административной политики князя. Самым ярким его проявлением стала попытка учредить во Владимире самостоятельную митрополию, не зависимую от Киева (князь не добился поддержки Константинопольского патриарха). Непосредственное представительство византийской образовательной базы во владимирском певческом образовании вполне можно связывать со столичными амбициями князя Андрея Боголюбского.

Третий период (XIV - начало XVI вв.) в политическом плане характеризуется возвышением Москвы. Искусство и педагогическая мысль XIV-XV веков, по свидетельству Д.С. Лихачева, носит характер предвозрождения, стремится возродить «былую русскую культуру времени ее независимости и расцвета», воплощенные в искусстве политические «идеи владимирского великого княжения»[7].

Четвертый период (от начала XVI до середины XVII вв.) характеризуется утверждением Москвы в качестве столицы Русского царства, усвоением патриаршиего достоинства (первым русским, московским патриархом стал митрополит Иов в 1589 году при царе Феодоре Иоанновиче при активном участии в переговорном процессе Бориса Годунова).

Стоглавый собор(1551) повелевал:

- по всем городам ставить грамотных и нравственно-благонадежных священников и диаконов, у которых в домах и завести училища, чтобы православные христиане отдавали им своих детей в учение: читать, писать, знать церковное пение и получать правильное воспитание;

- завести грамотных писцов, дурные списки книг отобрать, сверить с хорошими переводами, переписать без ошибок и разослать по всем церквам.

Важный памятник русской педагогической литературы XVI века – «Домострой».

Одной из духовных тенденций был прогосударственный процесс канонизации общерусских святых, начавшийся в XIV веке. Помимо несомненного высокого сакрального смысла канонизации митрополита московского Петра, Сергия Радонежского, Кирилла Белозерского (основал монастырь между Вологдой и Белозерском), Димитрия Прилуцкого (подвизался в вологодских лесах), Бориса (получил в удел Ростов, был убит в борьбе за Киевское княжение, похоронен в Вышгороде) и Глеба (получил в удел Муром, убит неподалеку от Смоленска), Александра Невского (князь Новгородский, великий князь Киевский, великий князь Владимирский) существовал и государственно-объединительный смысл создания общерусского пантеона, представленного подвижниками благочестия из разных русских земель. Соборы 1547 и 1549 годов возвели в сан общерусских святых Иону, митрополита всея Руси, Иоанна, архиепископа Новгородского, Макария Калязинского (Тверской край), Павла Комельского (Обнорского), Савву Сторожевского, Дионисия Глушицкого (Вологодский край), Александра Свирского (Олонецкий край, нынешняя Ленинградская область).

В 1687 году открылась Славяно-греко-латинская академия в Москве.Проект ее создал писатель и педагог Симеон Полоцкий.

В XVII веке развиваются букварии азбуки, а также потешные учебные книги, которые не дошли до нас. Выделяется букварь «Славяно-российский письмен» Кариона Истомина (1694 год). Азбуки представляли собой обобщенный и зафиксированный вариант содержания образования.

Деятельность Петра первого (1672-1725) повлекла за собой укрепление абсолютизма, военного могущества страны, ведение экономических реформ.

Два основных пути образования: подготовка специалистов из числа русских людей за границей и создание собственной государственной системы образования. Возникла проблема европеизации российского воспитания и образования.

В 1724 году была учреждена Академия наук, в ее деятельности было четыре направления: научно-исследовательское, технико-прикладное, культурно-просветительское, педагогическое.

Новые школы: 1701 год – школа «математических и навигацких наук». 1715 – Морская академия (военно учебное заведение, характеризовавшееся строгой дисциплиной). Предметы: арифметика, геометрия, артиллерия, навигация, фортификация, география, корабельное дело, рисование, танцы.

В 1706 году в Москве была открыта хирургическая школа, в 1712 – инженерная и артиллерийская школы. В 1714 году был издан Указ об открытии цифирных школ, светских начальных школ с математическим уклоном (могли учиться представители всех чинов, кроме крестьян).

Развитие международных связей способствовало открытию школ по обучению шведскому, латинскому, немецкому и др. языкам. 1703 г. – гимназия Глюка.

С 1721 по 1725 гг. было открыто 45 духовных школ.

1732 г. – начало функционирования Сухопутного кадетского корпуса.

При Екатерине II интенсифицировалась работа по подготовке различных школьных проектов. Советником по вопросам образования был назначен И.И. Бецкой. Были открыты воспитательные училища для мальчиков при Академии художеств (1764) и Академии наук (1765), Институт благородных девиц (1864). В 1772 году открылось Коммерческое училище для подготовки торгово-промышленных людей ( П.Демидов).

В 1755 году по проекту М.В. Ломоносова и при активной организаторской деятельности И.И. Шувалова в Москве был открыт Московский университет. Студенты начинали обучение на философском факультете. Изучались экономические, исторические, словесные науки, а также математика и физика.

Сторонниками образования всего народа были И.Посошков, В.Татищев, А.Волынский, И.Жеребцов, А.Строганов и др.

Таким образом, с X по XVIII век отечественная педагогическая мысль прошла громадный путь своего развития. Древнерусский период характеризуется христианизацией Русского государства, развитием школ, затем «откатом» в деле организации образования, связанным с монголо-татарским нашествием, и новым взлетом, обусловленным как развитием национальной, православной культуры, так и с международным сотрудничеством.

Педагогическая мысль этого периода представлена в литературно-религиозных трудах, посланиях, поучениях, в специальных учебных книгах (букварях и азбуках).

Древнерусский период развитие общего образования можно разделить на четыре периода. В дальнейшем осуществляется «встреча» двух педагогических парадигм: Средневековья и Нового времени.

В XVIII веке образовательная политика и развитие педагогической мысли во многом были определены идеями Просвещения. Реализовались принципы ученичества, заимствования. Получило развитие элитарное образование в учебных заведениях закрытого типа (в Смольном институте благородных девиц, в Шляхетском Кадетском корпусе). Развивалась также практика образования за границей, взаимодействия образовательных систем России и Западной Европы.

Тестовые задания к лекции № 5

Приведите в соответствие цитаты и названия историко-педагогических трудов:

1. «А пошлет Бог, у кого дети, сынове или дщери, ино имети попечение отцу о чадех своих: снабдити их и воспитати в добре наказании; и учити страху Божию и вежеству и всякому благочинию…»

а) «Домострой»

б) «Юности честное зерцало»

в) «Яснополянская школа за ноябрь и декабрь месяцы»

г) «Педагогическая поэма»

 

2. «Впервых, обрежь себе ногти, да не явится, якобы оные бархатом обшиты. Умой руки и сяди благочинно, сяди прямо и не хватай первый в блюдо, не жри как свинья и не дуй в ушное, чтобы везде брызгало, не сопи егда яси.»

а) «Домострой»

б) «Юности честное зерцало»

в) «Яснополянская школа за ноябрь и декабрь месяцы»

г) «О пользе педагогической литературы»

3. «Главное мое основание, сообщенное Вашему превосходительству, весьма помнить должно, чтобы план университета служил во все будущие роды. Того ради, несмотря на то, что у нас нет ныне довольства людей ученых, положить в плане профессоров и жалованных студентов довольное количество.»

А) Инок Сильвестр

Б) К.Д.Ушинский

В) М.В.Ломоносов

Г) Л.Н.Толстой

Приведите в соответствие имена наших выдающихся соотечественников и связанные с ними названия учебных заведений:

4. Институт благородных девиц:

А) Петр I

Б) Екатерина II

В) Симеон Полоцкий

Г) А.С.Пушкин

5. Славяно-греко-латинская академия:

А) Петр I

Б) Екатерина II

В) Симеон Полоцкий

Г) М.В. Ломоносов

6. Артиллерийские школы, хирургическая, инженерная школы:

А) Петр I

Б) Екатерина II

В) Симеон Полоцкий

Г) князь Владимир

7. Киевская школа ученья книжного:

А) Петр I

Б) Екатерина II

В) князь Владимир

Г) М.В. Ломоносов

Приведите в соответствие имена педагогов и названия учебных и педагогических книг:

8. И.Федоров:

А) «Родное слово»

Б) «Бодрая жизнь»

В) «Азбука»

Г) «Сельская школа»

9. Инок Сильвестр:

А) «Родное слово»

Б) «Бодрая жизнь»

В) «Азбука»

Г) «Домострой»

 

Список литературы:

1. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XYI-XYII вв. М., 1985.

2. Антология педагогической мысли России XYIII в. М., 1985.

3. Богомолова Л.И., Романова Л.А. История педагогики и образования в датах, событиях, фактах и именах. – Владимир: ВГГУ, 2010.

4. История педагогики. От зарождения воспитания в первобытном обществе до середины XVII века. Ч.1. /Под ред. А.И.Пискунова. М., 1998.

5. История педагогики. С XVII века до середины ХХ века. Ч.2. /Под ред. А.И.Пискунова. М., 1998.

6. Латышина Д.И. История педагогики. Учебное пособие. М., 2008.

7. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР (с древнейших времен до конца XVII века). /Под ред. Э.Д.Днепрова. М., 1989.

8. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. XVIII- первая половина XIX вв. /Отв. ред. М.Ф.Шабаева. М., 1973.

9. Хрестоматия по истории школы и педагогики в России. М., 1974.