Международное правопреемство государств.

Международно-правовое признание — это акт государства, которым констатируется возникновение нового субъекта международного права и с которым этот субъект считает целесообразным установить дипломатические и иные основанные на международном праве отношения.

Международно-правовое признание и его правовые последствия.

Признание не создает нового субъекта международного права.

Оно может быть:

1. полным, окончательным и официальным. Такой вид признания называется признанием de jure. Признание de jure (официальное) выражается в официальных актах, например в резолюциях межправительственных организаций, итоговых документах международных конференций, в заявлениях правительства, в совместных коммюнике государств и т. д. Такой вид признания реализуется, как правило, путем установления дипломатических отношений, заключения договоров по политическим, экономическим, культурным и иным вопросам.

2. Неокончательное признание именуется de facto. Признание de facto (фактическое) имеет место в тех случаях, когда у признающего государства нет уверенности в прочности признаваемого субъекта международного права, а также когда он (субъект) считает себя временным образованием.

3. Признание ad hoc — это временное или разовое признание, признание для данного случая, данной цели.

Выделяют следующие теории признания:

- Конститутивная теория исходит из того, что если нет признания, то нет и субъекта международного права.

- Декларативная теория признания. Этой теории придерживается подавляющее большинство юристов-международников. Ее сущность заключается в том, что признание лишь констатирует возникновение нового субъекта международного права.

Международное правопреемство есть переход прав и обязанностей от одного субъекта международного права к другому вследствие возникновения или прекращения существования государства либо изменения его территории. Пределы правопреемства определяются суверенной волей и классовой сущностью этого государства в соответствии с общепризнанными нормами и принципами международного права.

Науке международного права известны следующие теории правопреемства государств:

- теория универсального правопреемства,

- теория частичного правопреемства,

- теория правопреемственности,

- теория «неправопреемственности»,

- теория tabula rasa,

- теория континуитета.

Согласно теории универсального (полного) правопреемства государство представляет собой юридическое лицо, состоящее из единства территории, населения, политической организации, прав и обязанностей, которые переходят к его правопреемнику.

Основное содержание частичного правопреемства сводится к следующему. Государство-предшественник сохраняет такие договорные права и обязанности, которые не предполагают сохранения суверенитета договаривающейся стороны над отторгнутой территорией. Государство-преемник не наследует таких прав и обязанностей ни при передаче территории, ни при отделении

Сущность теории правопреемственности предполагает, что юридическое лицо государства аннулируется при изменении государственного строя. Новое юридическое лицо принимает на себя права и обязанности прежнего лица так, как будто они были его собственными.

Согласно теории «неправопреемственности» обязанности государства-предшественника не передаются государству-правопреемнику. Права же переходят в руки лица, стоявшего во главе государства.

В соответствии с теорией tabula rasa («чистой доски») новое государство не связано международными договорами государства-предшественника.

По теории континуитета, наоборот, все существующие договоры ос- таются в силе. В случае континуитета нет необходимости признания со стороны иностранного государства и международной организации в качестве субъекта международного права. Достаточно признания факта правопродолжателя государства-предшественника.

 

Тема: Нормы международного права.

Нормы международного права соответственно являются юридичес­ки обязательными правилами поведения предусмотренных этими нор­мами субъектов международных отношений, рассчитанная на неоднократное поведение и обеспечиваемые в процессе реализации соответствующими принудительными мерами.

В сфере международного права отсутствуют специальные нормотворческие органы. Нормы международного права создаются самими субъектами международного права, прежде всего государствами.

Создание норм международного права представляет собой процесс согласования позиций государств и состоит из двух стадий:

1) достижения согласия относительно содержания правила поведения;

2) волеизъявление государств относительно признания правила поведения обязательным.

Формирование позиций государств начинается с осознания своих интересов и потребностей. Термин «позиция» можно рассматривать с двух позиций, во-первых, как перспективную цель, во-вторых, как интересы (требования) государств при подготовке соглашения. Позиции государств могут совпадать полностью или в главном, они могут не совпадать в деталях или в своей основе.

Каждое государство стремится к тому, что бы его позиция и интересы нашли максимальное отражение в норме права. Однако, если оно будет настаивать на своей позиции, соглашение не будет достигнуто.

- Отказ государства от какой-то части своих требований вообще (уступка)

-или в связи с соответствующим отказом других государств (компромисс)означает лишь отказ от удовлетворения части своих интересов. Это будет отказ ради достижения соглашения.

Две стадии международного нормотворчества могут быть неразрывны во времени, если договор вступает в силу с момента подписания, то его подписание будет одновременно и согласие с содержанием правил поведения и признание этих правил в качестве обязательных.