Злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ)
Самоуправления (ст. 285-289, 292, 293 УК РФ)
Иные преступления против государственной власти, интересов
государственной службы и службы в органах местного
Непосредственным объектом злоупотребления должностными полномочиями является нормальная деятельность определенного элемента аппарата власти и управления (государственных органов, органов местного самоуправ-ления, государственных и муниципальных учреждений, аппарата управления в Вооруженных силах, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации). Дополнительным объектом являются конституционные права и свободы человека и гражданина, имущественные и иные экономические интересы граждан, организаций или государства.
Объективная сторона преступления характеризуется: 1) деянием – дейст-вием или бездействием (использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы); 2) вредными последствиями (существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства).
Вопрос о признании нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства существенным нарушением зависит от определенных обстоятельств конкретного уголовного дела. При этом в судебной практике учитываются, например, следующие обстоятельства: создание помех и сбоев в работе государственных и других организаций, нарушение общественного порядка, сокрытие тяжких преступлений, степень отрицательного влияния противоправного деяния на нормальную работу предприятия, организации, учреждения, характер и размер понесенного ими материального ущерба, число потерпевших граждан, тяжесть причиненного им морального, физического или имущественного вреда и т.п.[12]
Субъект преступления - должностное лицо.
Субъективная сторона характеризуется умышленной виной (в виде как прямого, так и косвенного умысла). Лицо осознает, что использует свои должностные полномочия вопреки интересам службы, предвидит, что вследствие этого будут существенно нарушены охраняемые законом права и интересы, и желает наступления указанных последствий (прямой умысел) либо сознательно их допускает или безразлично относится к их наступлению (косвенный умысел). Кроме умышленной вины субъективная сторона данного преступления характеризуется еще и мотивом - корыстной или иной личной заинтере-сованностью. Корыстная заинтересованность (как и в других составах преступления) означает стремление лица получить имущественную выгоду без незаконного изъятия чужого имущества и безвозмездного обращения его в свою пользу. Иная личная заинтересованность предполагает извлечение виновным выгод неимущественного характера, обусловленное такими побуждениями, как карьеризм, протекционизм, семейственность и т.п.
Часть 2 ст. 285 УК РФ предусматривает повышенную ответственность за деяние, предусмотренное ч. 1 этой статьи, совершенное лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ[13], а равно главой органа местного самоуправления[14].
Государственные должности Российской Федерации и государственные должности субъектов РФ - должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов, и должности, устанавливаемые конституциями (уставами), законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ.
Часть 3 ст. 285 УК РФ конкретизирует состав при особо отягчающих обстоятельствах. Его образуют деяния, предусмотренные ч. 1 или 2 этой статьи УК РФ, повлекшие тяжкие последствия. Тяжкими последствиями признаются: причинение материального ущерба в особо крупных и крупных размерах, причинение потерпевшему тяжкого физического вреда (хотя бы одному человеку) либо причинение вреда средней тяжести двум или более лицам.
Нецелевое расходование бюджетных средств (ст. 2851 УК РФ)
Объектом рассматриваемого преступления являются бюджетные отношения. В соответствии со ст. 6 БК РФ бюджет - это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
Объективная сторона характеризуется действием - расходованием бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнациях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, совершенном в крупном размере (более 1 млн 500 тыс. рублей).
Существуют три уровня бюджета: федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты (бюджеты муниципальных образований).
Нецелевым использованием бюджетных средств является направление и использование их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.
Бюджетная роспись представляет собой документ о поквартальном распределении доходов и расходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, устанавливающий распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств и составляемый в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерацией.
Субъект преступления - должностное лицо получателя бюджетных средств, то есть должностное лицо бюджетного учреждения или иной организации, имеющей право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год (например, губернатор области или края, руководитель органа местного самоуправления).
Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Соответствующее должностное лицо осознает, что осуществляет нецелевое расходование бюджетных средств, и желает совершения таких действий.
Часть 2 ст. 2851 УК РФ предусматривает повышенную ответственность за деяние, предусмотренное ч. 1 этой статьи, совершенное: а) группой лиц по предварительному сговору или б) в особо крупном размере.
Согласно примечанию к ст. 2851 УК РФ крупным размером признается сумма превышающая 1 млн 500 тыс. рублей, а особо крупным размером - 7 млн 500 тыс. руб.