Влияние двигательной нагрузки
При многофазных повреждениях в сети 110 кВ на линиях, смежных с линиями, питающими рассматриваемое предприятие, остаточное напряжение прямой последовательности, как правило, оказывается ниже 0,6 Uном, и в соответствии с требованиями ПУЭ такие повреждения должны отключаются без выдержки времени. При этом длительность провала напряжения составляет 0,20–0,25 с.
При повреждениях непосредственно на питающих предприятие линиях 110 кВ его потребители испытывают полный перерыв питания, т.е. при 100% глубине провала питающего напряжения и длительности провала, определяемой временем действия устройства АПВ на источнике питания или устройств АВР на приемной подстанции. Это время обычно находится в пределах 1,0–3,5 с.
Асинхронные высоковольтные электродвигатели (АД) на кратко-временные провалы напряжения (< 0,5 с) практически не реагируют. Однако более длительные провалы напряжения могут при определенных условиях привести к нарушению устойчивости их работы.
При большом количестве и мощности низковольтных электродвигателей их одновременное включение после провала напряжения может оказаться недопустимым, поскольку в момент самозапуска возникает новый провал напряжения. При этом процесс сильно затягивается, а часть электродвигателей может отключиться от перегрузки по току.
В таких случаях используют специальные схемы, предусматривающие повторное включение электродвигателей несколькими последовательными очередями. Отдельные очереди могут запускаться либо через заданные промежутки времени, либо по мере повышения напряжения или снижения тока самозапуска электродвигателей предыдущей ступени.
Быстродействующее автоматическое включение резерва (БАВР)
В последние годы в нашей стране и за рубежом разработаны и внедрены специальные устройства для выполнения быстродействующего АВР (БАВР) на напряжении 10(6) кВ.
БАВР характеризуется чрезвычайно малым (от нескольких долей периода до нескольких периодов переменного тока) временем перерыва питания, в течение которого синхронные электродвигатели не успевают выйти из синхронизма, а асинхронные практически не снижают скорость вращения. Это минимизирует все параметры самозапуска и сокращает возможные риски нарушения технологии, связанные с переходными процессами, неизбежно сопровождающими обычное переключение потребителей с одного источника на другой.
Схемы БАВР разработаны как на бесконтактной, так и на контактной коммутационной аппаратуре. Наиболее перспективным решением является БАВР, реализуемое на бесконтактной (тиристорной) аппаратуре. Такое БАВР имеет два основных преимущества:
практическое отсутствие времени переключения потребителей с одного источника на другой;
ограничение броска тока и момента электродвигателей при восстановлении питания путем управления углом открытия тиристоров.
Одновременно с этим предпринимаются попытки разработать схемы БАВР на контактной аппаратуре. Это связано, с одной стороны, с относительно высокой стоимостью тиристорного БАВР, а с другой .– с появлением быстродействующей коммутационной аппаратуры, такой, как вакуумные выключатели 10(6) кВ.
Возникает проблема быстрогораспознавания необходимости БАВР. Для этой цели в ряде случаев требуется разработка специальных быстродействующих пусковых органов БАВР.
Разновидностью БАВР является синхронное автоматическое включение (САВР), выполняемое в течение первого периода скольжения ЭДС электродвигателей, потерявших питание. Время такого переключения значительно больше по сравнению с БАВР, но значительно меньше по сравнению с обычным АВР, что, как показала практика эксплуатации, дает ряд преимуществ, а главное, вполне может быть реализовано на контактной коммутационной аппаратуре 10(6) кВ в сочетании с микропроцессорной системой управления.
Электроснабжение потребителей противоаварийной автоматики, отнесенных по соображениям надежности к особой группе 1-й категории, должно осуществляться дополнительно от третьего источника, как правило, не являющегося источником энергосистемы.