ЛЕОНИД АНДРЕЕВ


Дата добавления: 2014-01-03; просмотров: 5; лекция была полезна: 0 студентам(у); не полезна: 0 студентам(у).
Опубликованный материал нарушает авторские права? сообщите нам...

1871-1919 гг.

Погружение человека в темную сторону бессознательного. Поиски неуловимого идеала.

Номинировался на Нобелевку.

 

Рассказ «Бездна». Тема человека под властью бессознательного. Темная сторона эроса. Популярность фрейдизма.

Герой – студент Немавецкий. 21 год. Влюблен в гимназистку Зиночку 17 лет. Начало лирическое. Душевная чистота. Гуляют вдвоем по роще. Не могут оторваться друг от друга даже. Разговаривают ни о чем либо о возвышенных мечтах, о самопожертвовании, светлых идеалах.

Вдруг солнце заходит. Тьма. Обстановка резко меняется. Вдруг стало страшно. Не могут узнать места даже, найти дорогу. Тревога. Начинают ходить в разных направлениях бессмысленно. Случайно наталкиваются на трех пьющих мужчин. Возбуждаются при виде Зиночки. Немавицкого избивают и бросают в канаву. Один тащит в кусты Зиночку. Только стон и крик из кустов одного из мужчин. Потом очереди, видимо, устанавливается («и я, братцы, и я»).

Немавицкий находит обнаженное тело Зиночки в кустах без сознания. Она глубоко спит. Ему не хочется, чтобы она просыпалась. Сидит возле нее, не накрывает пиджаком. Обнаженное бездвижное беспомощное тело открывает какую-то бездну перед ним, дикая страсть. Дикий вопль, что он ее любит. «И черная бездна поглотила его». Акт насилия не показан. Просто бросается на Зиночку.

 

Скандал из-за рассказа. От лица Немавецкого Андреев пишет письмо в газету. Мол, Л. Андреев – сволочь и гад. Расспрашивал об обстоятельствах, но финал показали неправильно. Финал был на самом деле еще хуже. Он ее бросил. Она оттолкнула его. Она показалась ему грязной, брезгливость. Скандал был еще больше. Письмо Зиночки было и одного из насильников даже.

 

«Иуда Искариот». Повесть на новозаветную тему.

Иуда – главный герой.

Психология предательства. Впечатления от жизни Иисуса.

Вопрос: было бы предательство?! Недоумение.

Город Кариот / Кириав.

Человек дурной славы (лжив, коварен) приходит к Христу.

«Бог шельму метит» - рыжий.

Уродливый человек абсолютно. Затесался в ученики Христа.

Лицо Иуды двоится. Одна сторона живая, другая – мертвенно-гладкая, без морщин, со слепым глазом, широко открытым. А тот глаз – бегающий постоянно, как у вора.

Постоянно жалуется на бедность, болезни. Хотя все знают, что это всё вранье. Хочет, чтобы его пожалели все.

Апостол Пётр (насмешливо относится к Иуде, но сам остается в дураках) и Иоанн (относится высокомерно, брезгливо).

Иуда показан через сопоставление с Христом: ложь и правда, наглость и кротость, уродливость и божественная красота. Иуда очень болтлив. Его назначают хозяйством заправлять.

Иуда захватывает внимание учеников Христа рассказами (Анти-Иисус), развлекает их.

Вопрос: какие истории лучше.

Морализаторства нет при этом.

Все люди плохие. Остальные скрывают свои мысли, преступные дела. Нарочно стали хорошими. Чтобы обмануть и обидеть этим Иуду.

Иуда-шут. Трикстер – обманщик. Тень Иисуса. Архетип (по Юнгу).

Христос защищает Иуду.

Фома требует все время доказательство рассказываемых историй.

Предательство его было из любви, из жажды прощения.

Для Иуды важно, чтобы люди спасли Иисуса. Так как не спасли, Иуда повесился.

Таким образом, рассказ еретический.

 

Рассказ «Ангелочек».

Светлый рассказ. Проблема утраченного идеала, недостижимости, неуловимости.

Мальчик 13 лет Сашка (см. у Прилепина «Санька»).

Безудержный пассионарий.

Не ходит в гимназию – плохое поведение. Непокорная и смелая душа. Видит в мире зло и только.

Месть миру за зло, которое преследует его и его семью. Лжет всем, кроме отца (даже матери). Рисует карикатуры на самого себя. И всем показывает.

Дома делать нечего. Мать пьяница. Отец умирает от туберкулеза.

Приглашают на елку в богатый дом, где его мать когда-то была нянькой. Вид сверкающей елки поражает его (даже не богатый дом).

Среди игрушек – восковой ангелочек. Мальчик даже не может сдвинуться с места. Онемел, разинув рот. Восторжен. Хочет получить ангелочка («милый, милый ангелочек»). Начинает выпрашивать у хозяйки, унижается перед ней. Обещает исправиться, быть хорошим (сам знает, что не исправится). Унижается сильно перед ней.

Ангелочка ему дают. Матери не показывает его, только умирающему отцу. Постепенно страшная обстановка отступает.

Надежда души, тоскующей о Боге.

Не может жить в текущей обстановке.

Ангелочка вешает у горячей печки. Сами засыпают, спят.

Ангелочек от жары растекается, как будто слезы.

За окном начинается новый день. Это оставляет долю оптимизма. Но остается все-таки вопрос: смог ли ангелочек поменять жизнь школьника или нет.

 

Также см. рассказ «Петька на даче».