Экологические и ресурсные налоги
Налогообложение – это один из важнейших стимулов рационального природопользования на уровне предприятия.
ü Основная идея – установить зависимость между отчислениями с предприятий в доход бюджетов и степенью вреда, наносимого ими ОПС и природным ресурсам.
В целом мировая практика движется по пути постепенного и целенаправленного внедрения новых, более совершенных экологических налогов и сборов, стимулирующих природоохранную деятельность и рациональное ресурсопользование.
В России и других странах выделяются следующие основные разновидности экологических налогов и платежей (согласно Европейскому экологическому агентству):
1. Компенсирующие налоги – это налоги (платежи), служащие цели покрытия экологических издержек. Подразделяются на платежи пользователей и отложенные платежи.
ü Платежи за отходы (различные страны)
ü Эмиссионные платежи (Франция)
ü Плата за воду (Великобритания, Дания)
ü Налог на шум от авиатранспорта (различные страны)
ü Налог за избыточный навоз (Бельгия, Нидерланды)
ü Налоги на батарейки (Дания, Швеция)
ü Плата за ливневые стоки (Дания)
В России применяются в основном этот тип налогов.
2. Стимулирующие налоги – направлены на поощрение изменения поведения производителей / потребителей в сторону экологически безопасного и ответственного. При наличии необходимой информации могут устанавливаться на уровне, уравновешивающем предельные экологические издержки и предельные выгоды. В этом случае они именуются оптимальными и выполняют функции, аналогичные первой разновидности налогов. В противном случае их называют инструментальными стимулирующими налогами.
ü налог на тару одноразового использования
ü налог алюминиевую фольгу
ü налог соль для посыпки дорог
ü налог мебель из тропической древесины.
ü плата за ливневые стоки (Великобритания)
ü налоги на отходы (Дания)
ü налоги на сбросы на рельеф местности (Великобритания)
ü налоги на неэтилированный бензин и продуктовые налоги (разные страны)
ü платежи за перегруженность (Италия)
ü налоги на минеральные ресурсы (Канада, Дания)
ü В Финляндии применяется налог на использование одноразовой тары, который привел к тому, что около 95% емкостей используется повторно.
ü В Италии действует жесткий налог на пластиковые пакеты, не поддающиеся разложению. В количественном отношении он составляет пятикратную цену самого пакета.
ü В ряде стран действуют налоги на аккумуляторы и старые автомобили.
В России – в стадии обсуждения
3. Фискальные экологические налоги – налоги, используемые преимущественно в фискальных целях и повышающие бюджетный доход, могут также использоваться для ослабления налогового бремени на труд и капитал.
ü топливные налоги (Нидерланды)
ü дорожные налоги (Великобритания)
ü налоги на отходы (Нидерланды)
ü урановые налоги (Нидерланды)
ü налоги на хлорфторуглероды (Дания, США)
ü налоги за забор подземной воды (Нидерланды)
ü платежи за перегруженность (Италия, Норвегия)
В России – акцизы на нефть, газовый конденсат, природный газ.
4.4. Система целевого резервирования средств на утилизацию отходов (залоговая система / «залог – возврат»)
ü покупатель, приобретая товар – потенциальный загрязнитель ОС, вносит за него некоторую плату, которая при определенных условиях возвращается ему обратно (например, стоимость пустой бутылки заложена в стоимость ее содержимого и может быть возвращена в случае ее сдачи).
В ряде стран мира эта мера широко используется для уменьшения загрязнения и экономии средств на сортировку отходов (также – отработанные батарейки, макулатура, пластиковая тара и т.п.).
Для того чтобы разбить стеклянную бутылку и снова ее сделать, требуется в 3 раза больше энергии, чем для того чтобы ее вымыть и наполнить. Опыт США показывает, что возвращается 90% всех бутылок, если каждая стоит хотя бы 5 центов. Количество мусора при этом уменьшается до 35—70%. В некоторых странах принцип залоговой стоимости играет существенную роль в обороте тары. В Нидерландах цена пустой бутылки равняется 10 евроцентам, что составляет от 15 до 23% стоимости бутылки ординарного пива. В России это соотношение не превышает 6—10% и фактически ежегодно уменьшается.
Ежедневно американцы покупают около 200 млн. банок пива и напитков. Примерно 60% банок подвергаются рециркуляции. Если принять что за одну сдаваемую банку выплачивается цент, то получается, что только на этой процедуре население ежегодно зарабатывает около 0,5 млрд. долл. Тем не менее примерно 40 млрд. банок каждый год выбрасывается. Количество алюминия в них превышает запасы, потребляемые в большинстве стран мира. Между тем рециркуляция одной банки требует только 5% энергии, нужной для ее производства из исходной руды
Единственной страной в мире, которая в национальном масштабе занималась сбором и рециркуляцией пластмассовых изделий в широком ассортименте, была Восточная Германия. В Нидерландах высокую залоговую стоимость (большую, чем стекло) имеют пластиковые бутылки, что позволяет обеспечить максимально возможный сбор. Пустая пластиковая емкость стоит 25 евроцентов, что составляет почти 50% стоимости напитка, разлитого в нее. В Швеции аналогичный вид тары покупается у населения за 4 кроны (30% стоимости напитка). Аналогичные шаги предпринимаются в США.