Тема 3. Форма государства в зарубежных странах
Требование двойного вотума - решение об изменении д.б. принято дважды с определенным интервалом во времени.
Внесение дополнений и изменений в Конституции.
Конституции присуще свойство стабильности – усложнен порядок изменения текста Конституции: для внесения изменения чаще всего выдвигаются след. требования:
Квалифицированное большинство голосов от общего числа Парламентариев в обеих палатах парламента (не от присутствующих, а всего числа!!!)
В ряде государств вводится дополнительное требование – поправка м.б. вынесена на референдум после всего.
Для федеративных государств необходимо чтобы поправка была принята представительными органами субъектов федерации (Швейцария, США). Иногда в текст Конституции включается положение, предусматривающее невозможность пересмотра отдельных положений Конституции (республик. форма правления во Франции, Италии, Португалии).
Формы правления (понятие и виды).
Институт чисто конституционный. В литературе определяется не идентично:
Гуманов – структура, правовое положение и соотношение высших органов государственной власти.
Ильинский, Крутоголов – организация верховной власти в государстве, характеризующаяся источником власти и принципами взаимоотношений органов государственной власти между собой и населением.
Мишин – структура и правовое положение высших органов государственной власти.
Чиркин – характеристика структуры и взаимоотношений органов законодательной, исполнительной и судебной власти, а так же других органов, в странах, где нет деления на законодательную, исполнительную и судебную власть, а принята концепция республики Советов форма правления – организация и структура, правовое положение и соотношение высших органов государства.
Наряду с этим понятием существует понятие государственного режима, имеющее отношение к форме правления. Соотношение этих понятий: форма правления – юридическая модель структуры и взаимоотношениями между высшими органами государства; гос. режим – фактическое соотношение между высшими органами государства, которое не всегда может совпадать с юр. моделью.
Политический режим – другое понятие – отношение к политической системе.
Форма правление – это важный институт позволяющий разобраться в системе органов. Если понимаешь форму правления, то легко можно понять суть того или иного государства.
Формы правления разнообразны и классифицируются в зависимости от главы государства:
монархии: абсолютные и конституционные (2= дуалистические и парламентарные)
республики: президентские; парламентарные; смешанные
гибридные (нетипичные) формы правления – сочетание монархии и республики + др.
Политический режим (понятие и виды).
Это важнейший компонент политической системы. Его особенность – он находится как бы на стыке КП и политологической науки. Полит. режим в КП – это совокупность методов и способов осуществления политической (в т.ч. и государственной) власти.
Существует понятие “государственный режим” - это специфический конституционно-правовой институт. Он связан только с государством, но не со всей политической системой. Политический режим имеет конституционную основу, которая может закрепляться как прямо, так и косвенно (чаще косвенно).
К. Греции начинается с раздела “Форма политического режима”, – Политический режим Греции – режим парламентарной республики, – но это не полит. режим, а форма правления.
Политический режим является объектом научного исследования в зарубежных странах. В советскую науку понятие введено Левиным в 1960. Он предложил различать буржуазные государства не только по форме правления, но и по политическому режиму как методу диктатуры буржуазии: буржуазно-демократический и фашистский. Эта теоретическая идея была подхвачена учёными, и в неё стали вводиться новые моменты – бурж.-дем. режиму стал противопоставляться авторитарный. Мишин и Ильинский в 1983 в учебнике “Теория государства и права” стал трактовать политический режим как метод, а не совокупность приёмов и методов.
Затем в науке стали высекаться признаки буржуазно-демократического режима:
признание прав и свобод в той или иной мере, позволяющим действовать не только правящим партиям, но и оппозиции, в т.ч. трудящимся.
Обязательное участие в государственной власти, представительных органов методами легальной борьбы
Формирование правительства партиями, одержавшими легальную победу над противниками.
Признаки авторитарного режима: