Языковые особенности РС.
Особенности интонирования: следование произносительным нормам, которые органически сочетаются с резкими повышениями и понижениями тона, растягиванием гласных, скандированием слогов, паузами, перепадами темпа речи.
Та же двойственность наблюдается и в лексическом составе (общеупотребительные слова + разговорные). Не исключается употребление просторечий, профессионализмов, диалектизмов, жаргонизмов. Узок круг книжных слов, отвлеченной лексики, терминов и малоизвестных заимствований. Значительна роль эмоционально-экспрессивной лексики (фамильярной, ласкательной, неодобрительной, иронической).
В РС действует закон «экономии речевых средств» (вместо словосочетаний употребляется одно слово: сгущенное молоко – сгущенка).
РС богат фразеологией (разговорного типа и даже просторечного). Фразеологизмы имеют яркую образность и экспрессивную окраску.
Для словообразования в РС характерна то же стремление к экспрессивности (суффиксы с значениями: ласкательности, неодобрения, увеличительности и др.).
Для морфологии РС характерно использование большого количества глаголов (даже чаще, чем существительные). А также личных и указательных местоимений.
В РС отдается предпочтение формам существительных с вариантным окончанием (в цеху, в отпуску, на дому, цеха, слесаря). Те же варианты наблюдаются у глаголов (прочту, а не прочитаю, подымать, а не поднимать, не видать). В беседе часто встречаются усеченные формы глаголов: хвать, прыг, скок, стук. Нередки разговорные формы степеней сравнения прилагательных и наречий (получше, покороче, труднее всех). Встречаются усеченные формы обращений (мам, Кать, Вань).
Синтаксис РС также ярко экспрессивен. Здесь преобладают простые предложения, часто неполные, самой разной структуры (определенно-личные, неопределенно-личные, безличные). Нередки пропуски членов предложения.
Из сложных предложений чаще других употребляются бессоюзные.
Необычен порядок слов в живой речи. На первое место довольно часто ставится самое важное слово: Компьютер мне купи. Употребляются слова-предложения (Ладно. Ясно. Можно.). Активны вводные слова (может быть, кажется, к счастью, знаете). Имеют место лексические повторы (вот-вот, далеко-далеко, быстро-быстро).
В целом разговорная речь образованных людей вполне литературна, хоть и резко отличается от книжной.