Тема 1 граждане как субъекты АП.

В праве различают 2 категории лиц: физические и юридические. В юридическом смысле слова под физическими лицами понимаются граждане. Гражданином следует считать физическое лицо, т. е. человека, который не находится в устойчивых правовых связях, отношениях с органом госуправления, его не связывают с этим органом государственно-служебные отношения. Дело в том, что один и тот же человек, например, налоговый инспектор, в одних отношениях выступает как частное лицо, в других – как служащий налогового органа, а в-третьих, как представитель власти. Из этого следует вывод: лицо считается гражданином применительно к определённым отношениям, а не вообще.

Главной особенностью АП статуса граждан (их правового положения) является то, что они выступают в качестве частных лиц, т. е. реализуют свои личные общегражданские права и обязанности в сфере госуправления, а не права и обязанности госорганов и должностных лиц. Поэтому АП отношения между гражданами и другой стороной, наделённой государственно-властными полномочиями, могут складываться по поводу:

1) Реализацией гражданами принадлежащих им по закону прав в сфере госуправления;

2) Выполнение возложенных на граждан обязанностей в этой же сфере;

3) Нарушение гражданами их прав и обязанностей в сфере исполнительной и распорядительной деятельности;

4) Нарушение органами исполнительной власти и их должностными лицами, прав и законных интересов граждан.

Чтобы стать субъектом (участником АП отношений), гражданин должен обладать административной правоспособностью. Частичная административная правоспособность гражданина возникает с момента его рождения. Согласно ст. 7 Международной конвенции о правах ребёнка, принятой Генеральной ассамблеей ООН в 1989 г., «ребёнок регистрируется сразу после рождения и с момента рождения имеет право на имя и приобретение гражданства.

Административная правоспособность граждан неодинакова и зависит от целого ряда обстоятельств: от возраста, пола, образования, состояния здоровья и др. обстоятельств. Что же касается административной дееспособности граждан, то закон не связывает её с наступлением определённого возраста, единственное, что можно сказать определённо, так это то, что она наступает позднее правоспособности, но, во всяком случае, раньше, чем какая-либо иная правоспособность, например, даже школьник имеет право самостоятельно (т. е. без участия родителей) обратиться на приём к врачу.

 

05.10.2011 (9 лекция).

Административная правоспособность граждан может быть так общей так и специальной. Поэтому различаются общий и специальный административно-правовой статусы граждан. Каждый гражданин обладает общим статусом, он для всех является единым. Вместе с тем гражданин может быть субъектом одного или даже многих специальных административно-правовых статусов. По признаку гражданства все лица делятся на несколько групп, а именно: граждане РФ, лица с двойным гражданством, почетные граждане, иностранные граждане, граждане ближнего зарубежья, лица без гражданства (апатриды). Административно-правовой статус иностранных граждан во многом совпадает с правовым положением граждан РФ.

Вместе с тем имеются и особенности:

1) иностранные граждане и лица без гражданства не могут быть членами политических партии действующих в РФ;

2) иностранные граждане и лица без гражданства не вправе участвовать в органы государственной власти;

3) некоторые должности в РФ могут занимать только ее граждане (должность Президента РФ, судьи);

4) для иностранных граждан и лиц без гражданства свобода перемещения в пределах РФ – ограничена, существуют местности закрытые для посещения иностранцами;

5) для иностранцев и лиц без гражданства запрещен доступ к государственной службе;

6) только граждане РФ привлекаются для несения срочной военной службы, призвать иностранца на службу в Вооруженные силы нельзя, однако, закон допускает прохождение службы по контракту иностранными гражданами;

7) юридическая ответственность иностранных граждан и граждан РФ, например, административное выдворение за пределы РФ для граждан РФ не применяется, оно применяется только для иностранцев.

В реальной жизни существует немало специальных административно-правовых статусов граждан.

В административно-правовой литературе выделяют следующие их виды: