Этический аспект общения (речевой этикет).
Под КР понимается еще и этический аспект актов коммуникации (где, когда и с кем происходит общение)
Этикет в широком понимании – система принятых в обществе правил, определяющих порядок и формы какой либо деятельности. Например, в дипломатической (дипломатический протокол) или в деловой. Под речевым этикетом понимаются правила речевого поведения, система речевых формул общения. Благодаря речевому этикету устанавливается контакт между собеседниками, нужная тональность этого общения, соответствующая социальным ролям, той или иной ситуации общения.
На речевой этикет значительное влияние оказывают экстралингвистические факторы: возраст участников, их социальный статус, характер отношений между ними (официальный – неофициальный; дружеский, интимный), время и место общения. Речевой этикет имеет характерную национальную специфику.
Совокупность такого рода правил языковых поведения предполагает использование соответствующих формул приветствия, просьбы, вопроса, благодарности, поздравления, выражения сочувствия или соболезнования и т.п.
Этический компонент КР накладывает строгий запрет на сквернословие, осуждает разговор на повышенных тонах.
Из сочетания этих трех составляющих – лингвистической, коммуникативной и этической – и складывается современное понимание КР.
КР – владение нормами устного и письменного литературного языка, а также умение использовать выразительные средства языка в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи, соблюдая при этом этические требования.
Лекция 3. Человек в современной речевой ситуации
1. Язык как выразитель духовной культуры человека
2. Усиление хаотических процессов в современном языке.
3. Дискурс как способ властвования над стихией языка.
4. Дискурс и функциональный стиль.
5. Общая характеристика функциональных стилей. Взаимопроникновение стилей.