Лекция Западноевропейский костюм XVlle.
ХУН в. - совершенно самостоятельная фаза в развитии мировой художественной
культуры, обладающая своими неповторимыми особенностями в мировоззрении,
общественном и культурном укладе, образном мышлении. Это век неограниченной монархии,
время больших экономических сдвигов и столкновений, эпоха появления нового класса -
буржуазии. С ХУН в. намстились контуры единой мировой художественной культуры,
обладающей при всех местных различиях общими чертами.
ХУН в. отнюдь не был мирным 13 истории Европы. На него падают опустошительная
Тридцатилетняя война, английская буржуазная революция, колониальные захваты в Азии,
Африке и Америке, необычайная свирепость инквизиции. Это время обнаружило некоторые
исторически важные результаты буржуазного развития. Завершившие свою централизацию ев-
ропейские державы принадлежали к разным историческим формациям. Испания в середине
века потеряла былое могущество, Франция представляла собой классический пример аб-
солютной монархии. Могущество Англии было сще впереди, после 1689 г. реальная власть в
ней принадлежала землевладельцам и капиталистам. В Голландии победил буржуазный строй,
а Италия и Германия, расколотые на феодальные владения, утратили былую силу и
политическое влияние.
В европейском искусстве ХУН в. возникают два новых художественных стиля -
барокко и классицизм. Характерными чертами барокко стали парадность, театральность,
пышность и тяжеловесность. ИСКУСС1:ВО барокко связано со вкусами католической церкви и
королевского двора. Художественный образ классицизма основывался на естественном
стремлении к простоте, ясности, рациональности. Оба стилевых направления воплотили вкусы
придворной аристократии того времени. Как в архитектуре, в изобразительном искусстве,
элементы барокко и классицизма органически сочетаются в костюме.
Первые 20 лет ХУН в. в Европе преобладает «испанский костюм» - узкий, плотно
прилегающий и жесткий, требующий торжественно-размеренны~ движений. Перелом в
костюме наступает после войны Нидерландов с Испанией, когда военные отвергли тесную,
сковывающую движения одежду. Под влиянием военной одежды придворный костюм
утрачивает тяжеловсспый характер, свойственный испанскому костюму. Идеалы меняются,
мужчина - рыцарь, воин постепенно превращается в светского придворного. Обязательное
обучение дворянина танцам, музыке, придает его облику пластичность. Мужественность ХУН
в. - это и величественность осанки, и галантное обращение с дамамами.
Со второй половины ХУН в. Франция - законодательница моды в Европе.
Распространение моды происходило довольно интересным способом. Во Франции создавали
восковых кукол, одетых по последней моде, и рассылали в другие государства. Куклы
получили ИМЯ греческой красавицы Паидоры. Существовали Большая и Малая Пандоры - для
верхней и нижней одежды. Путешествие восковых фигур было событием, которому придавали
очень большое значение. На это время МСЛЩУ воюющими странами заключалось перемирие.
Производство тканей начинает приобретать промыш ленный характер. Высокий расцвет
переживает шелковое и шерстяное ткачество во Франции и Италии, производство набивных
тканей в Англии. Голландии, Германии. Бархат, парча, атлас, пан, тафта, ратин, сукно, бюраль,
крепдешин, муар - это лишь отдельные наименования различающихся по фактуре, плотности
и назначению шерстяных и шелковых тканей. По цвету наряду с использованием ярких тонов,
возникает интерес к нежным полутонам и ахроматическим цветам - серому, белому, черному.
В отделке тканей большую роль играла золотая и серебряная нить. Орнаментация ткани
находится под прямым воздействием стиля барокко. В конце века появляются полосатые и
клетчатые ткани. Широко распространены кружево, гипюр, плетеные узоры которого
напоминают набивные ткани.
1. Французский костюм XVII в
В ХУН в. Франция приобретает большое значение на международной арене в
результате удачно закончившихся войн и ряда внутренних реформ. Она становится страной с
сильным централизованным государственным аппаратом абсо лютной монархии. ХУН в. -
время расцвета мануфактуры, возникповспия КРУПНЫХ частных капиталов. Идеалом мужской
красоты признается Людовик XIV - «король - солнце». Он был высокого роста, с
правильными чертами лица, пышными и длинными белокурыми волосами. Идеал женской
красоты-- величественность парадность, жеманство. Женская фигура характеризуется
высоким ростом, развитыми формами плеч, груди, бедер и очень тонкой талией. Моду в
женской одежде диктовали часто меняющиеся фаворитки короля, В выражении эстетического
идеала красоты роль костюма ХУН в. становится ОГрОМНОЙ, как никогда. Основными видами
мужской одежды этого периода можно считать установившиеся еще в ХУI в. - нижнее белье -
рубашка, нижние штаны из полотна до колеп, куртка, штаны, верхняя одежда, вязаные чулки,
головные уборы и обувь. Силуэт костюма, его форма, детали, дополнения на протяжении пери-
ода менялись несколько раз. В начале века мужская рубашка была одновременно бельем и
частью верхней одежды. Во второй половине столетия количество рубашек увеличивается,
появляется НИЖНЯЯ узкая и верхняя широкая из тонкого белого полотна. Застежку верхней
рубашки спереди и широ вают кружевом или рюшем. Рубашки простого народа и гугенотов
шились без кружев.
Верхние куртки были разнообразны по форме и отделке. В первые 20 лет ХУН в. -
ЭТО короткий пурпуэн мягкой прилегающей формы. К низу его лифа прикрепляли или
пришивали баску трапецисвидпой формы от 8 до 12 деталей с каждой стороны . Многие ето
части еще не сшивались между собой, а соединялись шнурками, завязками, крючками. Затем
его форма меняется, становится пластичнес. В решении баски постепенно отказываются от
жестких про кладок. Следующей модернизацией формы пурпуэна было сильное завышение
талии, которая обозначалась рядом нашитых бантов. Полы пурпуэна сзади были уко-
роченными, а спереди удлиненными. На широких рукавах имелись декоративные разрезы,
сквозь которыс виднелись цветпая подкладка, и манжеты, украшенные кружевами.
Впоследствии от жесткой прокладки, ассоциирующейся с металлическими латами, и вовсе
отказываются. Застегивается пурпуэн только на ГРУЛИ, ниже полы свободно расходятся.
Элегантность в костюме заставила мужчин отрастить волосы, носить фрезу стало
неудобным. Вначале была вынута проволока, придающая жесткость гофрированному
воротнику, после чего он сделался тоньше и эластичнее, затем его заменили большим
отложным воротником. Воротник И манжеты обшивали кружевом, крахмалили и
поддерживали специальным каркасом. Пурпуэн обильно украшали пуговицами, разрезами на
рукавах, галуном по борту и липии проймы, бантами. Под пурпуэн на рубашку часто надевали
короткую куртку типа жилета.
В течение 50-60-х гг. мужской костюм получает новое стилистическое решение.
Пурпуэн заменяют короткой свободной курточкой брасьер с короткими до локтя рукавами.
Из-под коротких рукавов брасьера спускались рукава рубашки, перехваченной в нескольких мес-
тах лентами. Этот период был связан с правлением малолетнего Людовика XIV, и в одежде
мужчин господствует полудетский облик. В решении костюма ярко сказывается влияние
барокко.
В конце века появляется новый вид придворной одежды _. жюстокор . Ее покрой и
название были заимствованы из военного костюма. Вначале эту одежду из парчи, отделанную
золотом, имели право носить только король и члены его семьи. Затем, участие дворянства в во-
енных действиях, обряженного в нарядный, приголный только для балов костюм, приводит к
необходимости сменить его на более подходящий. Конструкция жюстокора более ясная: это
одежда прилегающего, расширенного книзу силуэта с длинной талией и узкими длинными
рукавами с широкими отложными манжетами. Декорировались борта, швы, карманы
жюстокора, плечи украшались пучками из лент. Воротника жюстокор не имел, вначале на
жюстокор выпускали жабо рубашки, затем появились галстуки из белой ткани с кружевными
концами. Галстуки были заимствованы из костюма королевских наемников - хорватов.
Жюстокор стали отделывать низко расположенными прорезными карманами. Под ним носили
жилет - весту.
Форма штанов также меняется на протяжении столетия. В начале века они были
широкими в бедрах, брагетт был заменен застежкой на пуговицы. Испанские короткие штаны в
виде шаров-подушек уллипились. Длина их колебалась от коленей до икр, внизу они
завязывались широкими лентами, обшивались буфами из лент, кружевами . В 50- 60-е гг.
штаны получают название панталон по имени персонажа итальянской комедии. Их форма
становится прямой, доходит до середины икры и оканчивается частыми петлями из
лент. Эти штаны сменили рэн- гравы ,которые надевали на широкие, собранные над
коленом нижние штаны. Рэнгравы были широкими, как юбка, и более короткими. Они падали
свободными складками и закапчивались внизу бахромой из петель лент, оборкой или вышитой
каймой. Рзнгравы про существовали до 1678 г.
Верхняя одежда в основном была КОрОТКОЙ, свободного силуэта, некоторые ее виды
допускали даже драпировку. Это - плащи без рукавов типа накидки, или утепленные с рука-
вами, причем рукава принято было надевать только зимой, в остальное время года верхнюю
одежду носили как накидку. Основными верхними видами мужской одежды были онгрелин ,
казак, мантоикабан. Оцгрслип - одежда, заимствованная из Венгрии, - имел узкий лиф и
четыре широкие баски. Его шили на моху и с меховой опушкой. Казак был верхней одеждой
мушкетеров. При помощи комбинаций его можно было по-разному носить, т.е. изменять
фасон. Манто -плащ в форме полного круга х разрезом по диаметру и круглой горловиной. В
него часто драпировались. Кабан - одежда до колен прямо го покроя с рукавами. Он был
основной одеждой кавалерии. Для удобства езды верхом на спинке кабана делали встречную
складку и разрез.
Мужской костюм дополняли вязаные чулки белого, голубого и красного цветов с
вышивкой и узором. I
Характерной особенностью мужской обуви ХУН в. являются высокие каблуки.
Сапоги носили чаще чем туфли, в них можно было явиться даже на бал. Голенища сапог
делались довольно широкие и отворачивались до половины икр, отвороты обшивались кру-
жевом. Постепенно форма сапог изменяется, они укорачиваются, голенища расширяются
воронкообразно почти от каблуков. Любимыми цветами были желтый и светло-коричневый, а
в 40-х гг. появились сапоги темно-коричневого, черного и белого цветов. При Людовике XIV в
моду вошло обшивание кружевами края раструбов. Помимо сапог носили полузакрытые туфли
с бантами, пряжками, розетками с квадратными носами. Они оставались для парадного и
бального костюмов. Привилегией короля было носить белые атласные башмаки на высоких
красных каблуках. В плохую погоду сверху надевали кожаную обувь без задника на
деревянной подошве.
Необходимой принадлежностыо модного костюма являлись перчатки, различные
мелкие украшения, а также шпага, которую носили па перевязи, и трость.
Головные уборы в ХУН в. не отличались разнообразием. Мужчины, начиная с 20-х
гг., носили фетровую шляпу с круглым дном и широкими полями. Тулью обвивало страусовое
перо или цветная лента. Буржуазия предпочитала шляпы с высокой тульей, напоминающей
усеченный конус, и узкими полями. В это время появляются треуголки - шляпы, раздвоенные
в середине так, что края полей загибались, образуя острый угол.
Прически в начале ХУН в. выполнялись из собственных длинных или полудлинных
волос, В конце века их заменили огромные парики рыжего цвета, напоминающие львиные
гривы. Парики при обретают формы естественных причесок и прочно входят в жизнь всех
слоев населения.
В начале века самой модной бородкой была «мушка» - маленький пучок волос под
нижней губой. Эта мода была введена Людовиком XHI. Однажды он ради скуки соб-
ственноручно обрил всех офицеров своего полка, оставив на подбородке маленький кустик
волос. С этого времени такая бородка стала называться «мушка» или «а-ля роял» (по-
королевски).
Женский костюм имел более устойчивые формы, чем мужской. В его основе по-
прежнему остается каркас, сочетающий в себе корсет из китового уса и металлических
пластинок, и юбки - вертюгадо, надевавшейся поверх рубашки. Нижней одеждой служили
также калесоны - нижние штаны из цветных, дорогих тканей. Они были необходимы для езды
на лошадях. Нижнее платье котт состояло из лифа или корсажа и юбки. Лиф спереди имел
съемную вставку, законченную треугольным мысом, низкий и широкий ОТЛОЖНОЙ воротник,
отделанный кружевом. Сперели лиф был высоким, закрывавшим грудь и часть шеи, но езади
он был вырезан настолько глубоко, что половина спины оетавалась открытой. Форма широких
вверху рукавов поддерживалаеь ивовыми прутьями, к ним пришивали широкие манжеты, так-
же украшенные кружевом. Рукава отделывались поперечными буфами с продольными раз-
резами, под которые подклады- валась ткань контрастного по отношению к платью цвета. Со
временем котт превратился в юбку с крупной плоеной баской. С 1630 г. на смену высоким сто-
ячим кружевным воротникам на проволоке приходят отложные гладкие воротники, подобные
мужским. Украшением как женского, так и мужского костюма служили кружева, ленты,
банты, причем кружевом отделывали все виды одежды, даже обувь.
Верхним платьем служил очень просторный распашной роб с широкими
укороченными рукавами и высокой линией талии. Нижняя часть роба была присборенной. Роб
зас тегивался на петлицы, оставляя открытой весь перед нижнего коп. I Цветовое сочетание
верхнего и нижнего платьев обычно решалось контрастно.
Во второй половине XVI1 в. си-l луэт женского костюма резко меняется,
декоративное решение становится еще более красоч- ным и обильным Линия та лии
понижается и с помощью более жесткого корсета фигура становится тоньше, изящнее. Рукава
теряют объем и становятся короче - до линии ЛОКТЯ. Внизу они украшаются широкими
кружевными оборками. Каркасная юбка выходит из моды, и прямая неширокая юбка падает
мягкими, свободными фалдами. Ее колоколообразная форма сохраняется за счет волосяной
прокладки, количество нижних юбок также возрастает.
Изменепие модного силуэта происходит и в 90-х гг. Объем увеличивается сзади и по
бокам благодаря драпировкам, которые закалываются специальными украшениями . Знатные
дамы увеличивают шлейф платья, которые носят маленькие пажи. По мере того, как лиф
платья становится глубже, укорачиваются рукава, отложной воротник превращается в узкую
оборку. Обнаженные руки от плеча до локтя прикрывались короткими рукавами из тонкого
полотна, обшитого кружсвами, а от локтя И вместе с кистью - длинными перчатками.
Декоративное решение женского костюма находится под влиянием придворного
этикета и стиля барокко. Наблюдается стремление решить костюм фронтально - располо
жить отделку спереди, поскольку в присутствии короля нельзя было поворачиваться к нему
спиной. В конце века на юбке широко используют поперечное расположение отделки
вышивкой, кружевом, аппликацией, бахромой, что создает перегруженность и обильную
декоративность костюма, парушаст его цропорции.
Женские прически в начале века с изменением воротников упрощаются. Наиболее
распространенной прической становится та, которую приписывают Марии Медичи, - с
завитыми боковыми прядями и маленькой челкой. «Детский период» короля Людовика XIV
отразился и на женских прическах. Дамы стали носить простые детские прически с завитыми
локонами, а также распущенные по плечам локоны, подвязанные лентой вокруг головы,
называемые «аль анфап» (спо-детски»). 13 70-х гг. распространяется прическа «юрлю-берлю».
В этой прическе локоны завивались и укладывались четкими рядами, сужаясь к центру
головы. В 80-х гг. распространяется цричсска «фонганж», которая пользуется популярностью
в течение последующих 30 лет. Всеобщее признание в конце века получает прическа
«палисадник», которая представляла собой скорее головной убор из массы постижей и лент.
Женщины, подражая мужчинам, НОСИЛИ фетровые шляпы с большими полями,
украшенные перьями. Знатные дамы почти не носили головных уборов.
в 50-60-е гг. вошли в моду кружевные наколки и косынки, которыми покрывали
причееки. Для улицы использовали капюшоны - они надевались отдельно от платья и имели
гофрированные ряды рюшей или кружев, обрамляющих лицо.
В этот период впервые появляются бриллианты, которыми украшают воротники,
причееки, шляпы и костюмы. Характерными дополнениями к костюму были светлые шелковые
чулки, перчатки, галстуки, шарфы, складные веера, часы, подве- шениые к поясу или зеркало в
дорогой оправе.
Туфли ИЗ цветной кожи, парчи, бархата имели высокий изогнутый каблук и узкую
заостренную носочную часть. Их украшали бантами, пряжками, розетками.
Диктуя европейскую моду, Франция оказывала прямое влияние на ассортимент,
конструктивное и декоративное решение костюма других стран. Тем не менее, английский,
испанский, нидерландский и голландский костюмы также дали интересные формы,
обусловленные характером национального развития.
2. Испанский костюм XVHв
в XVH в. Испания переживает экономический упадок и в то же самое время расцвет
национальной культуры, взлет литературы и театра, замечательных достижений национальной
школы живописи. На развитие испанской культуры оказала большое влияние католическая
религия. Она пронизы вала все сферы духовной жизни и глубоко укоренилась в
мировосприятии испанцев.
В начале XVII в. в Испании еще носили костюм по моде прошлого века - пышный,
каркасный, скрывающий естественные линии тела. Только со 2-й половины ХУН в. на него
начинает оказывать влияние французская мода. И лишь в начале XVIH в., когда Испания
перешла под власть Бурбонов, костюм перестает отличаться от европейского.
Испанскому костюму были чужды преувеличенные объемы, перегрузка украше-
ниями, искажение пропорпий фигуры, свойственные французскому костюму. В Испании
существовали одежды, которые существенно отличались от одежд большинства стран, - это
накладные, надевавшиеся через голову. Там не носили кудрявых париков, не огделывали
воротники широкими дорогими кружевами, испанские сапоги не имели громадных раструбов.
Именно в ХУН в. в Испании зарождаются национальные элементы в костюме, те, которые
оказались общими для различных социальных классов. Такими элементами оказались баскинья
и мантилья, которые до XIX в. сдслались органической частью городского и народного
костюма.
В придворном костюме преобладает темная гамма,
в основном черная, но сочетание различных фактур делало его очень нарядным. В
костюме богатых городских слоев - яркие цвета контрастных сочетаний: зеленого и красного,
малинового и желтого. Большей любовью среди испанцев пользовался зеленый цвет.
Перемены в костюме ХУП в. наметились в связи с тяжелым экономическим положением после
ряда финансово-экопомических реформ, когда правительство было вынуждено издать законы
против роскоши. На украшение костюмов кружевами был наложен запрет, их стали отде-
лывать дорогими вы- ш И В К а м и золотом. Роскошный плоеный воротник сменил традицион-
ный отложной - голилья , Почти на всех портретах Филиппа IV, написанных Веласкесом,
костюм короля отделан гол ильей, полложенной с нижней стороны картоном, обтянутым
белым или серым шелком. Соотношения объемов создают прекрасные пропорции: удлинился
и стал более свободным хубоц, исчезли широкие короткие штаны. Мужчины теперь носят
мягкие, сравнительно узкие панталоны, которые завязываются под коленом бантом. Впечатле-
ние художественной целостности создастся сдсржашюстыо не только В отделке костюма, но и
в умении носить костюм, В сдержанности жестов испанцев.
Женский испанский костюм в начале века оставался каркасным. Носили жесткие
юбки и закрытые платья. Лиф на груди имел отвороты, переходящие в воротник. В середине
века темная гамма сменяется многокрасочностью, расширяется почти гротескно силуэт.
Придворный костюм начинает строиться на горизонтальных членениях.
Ширина юбки внизу почти равняется женскому росту. Форма юбки становится
основой в композиции костюма и повторяется в контурах прически. Подол юбки, края баски
отделываются полосами дорогой ткани. .
3. Английский КОСТЮМ XVH в
В XVII в. в Англии шла ожесточенная война между дворянством и буржуазией.
Сторонники парламента - пуритане - были противниками пышных обрядов, богатых служб
католической и англиканской перкви, выступали за «очищение» церк- ВИ.Они требовали
исправления нравов, особенное значение придавали внешним формам быта. Подвергался
преследованиям и аристократический дворянский костюм. Это сказалось на изменении форм
английского костюма. В новом облике англичан ХУН в. проявились новые эстетические
категории, которые повлияли на общую демократизацию европейского костюма. Начиная сзо-
х ГГ. в костюме развиваются традиции художественного стиля классицизма, проти-
волоставляющего пьп пттым французским формам строгую размеренность, ясные пропорции и
благородную простогу.
Английские дублеты были длиннее французских пурпузнов, они создавали бо-
лее плотную и строгую форму и имели менее объемные рукава. Отличительной
особенностью костюма стал высокий воротник-стойка (символ пуританства), отделанный
кружевом и образующий большой угол на плечах. На темном суконном дублете вы делялся
узор белых
кружев. Такой воротник настолько «прижипся», что его носили даже поверх
панциря при неполном боевом вооружении . Высокая стойка заставляла держать голову
прямо и даже несколько откинутой назад.
Штаны сужались книзу, создавая плавную линию перехода к сапогам. Вместо
пышных кудрявых париков здесь носили слегка завитые естественные волосы.
В конце века в мужском костюме короткий дублет заменяют коутом - длинной
курткой до середины бедра, но с рукавами до локтя . Верхней одеждой для путешествий
был «ridin-coat» (редингот).
Как и в ХУI в. продолжает существовать костюм различных гильдий, который
надевали только ради торжественных случаев. Возникший в эпоху средневековья, он сохранял
свой старый облик, и новая эпоха внесла в него лишь отдельные элементы. Костюм гильдий
надевали сверх обычного бытового. Он состоял из длинного широкого плаща с откидными
рукавами, плоского барета и плоеного воротника,
В женской одежде так же, как и 13 мужской, изменения века были вызваны не
столько французской модой, сколько В!lиянием пуритан. В новый женский костюм вносятся
детали мужского - большие белые воротники и шляпы, которые носятся поверх маленьких
вышитых шапочек .Если на французский костюм повлиял стиль барокко, то в английском ясно
прочитывается воздействие классицизма. Простота конструкции женского костюма была сход-
на с мужским . Декоративные элементы костюма были сведены до мини мума. Ос новное вни
мание уделялось живописным эффектам, использованию плас- ти ческих свойств ткани. Наи-
более модной тканью в Англии был атлас, драгоценностью - жемчуг, они подчеркивали
белизну кожи, благородную внешность англичанки. В силуэте создавались удлиненные
пропорции благодаря завыгпепной линии талии, прямой, заложенной свободными складками
юбке. Реальные размеры цлатья были большими, но, несмотря на это, женская фигура казалась
в них грациозной и легкой. Это впечатление создавал ось благодаря идеально найденнь~
пропорциям: высокая линия талии, узкий лиф имел глубокое каре, широкие рукава - низкую
пройму, заходящую на лиф и спинку, длину - три четверти. Такие сопоставления подчерки-
вают покатость плеч, высоту шеи, хрупкость руки, стройность фигуры.
Для женских причесок характерно одно: спереди волосы приподнимались, носили
маленькую челку, боковые локоны и пучок на макушке. Такую прическу носили и в XIX в.,
она вошла в историю под названием «английской».
4. Костюм Нидсрдаидов и Голландии
Победившая буржуазная революция в Северных Нидерландах привела к
образованию из мелких разрозненных провинций единого государства, названного Голландией
- по наименованию наиболсс крупной провинции. Ранее европейские страны не знали такого
вида управления. Крупная буржуазия, возглавив массы народа, сумела захватить власть в свои
руки и свергнуть господство испанского абсолютизма. Экономическая структура Южных
Нидерландов имела значительно более глубокие феодальные отношения, чем в северных
провинциях, поэтому в Южных Нидерландах всегда была большая тяга к пышной декоратив-
ности в костюме, в то время как в северных - склонность к простоте. Основные богатства
страны заключались 130 впсшпсй торговле. Рост мануфактуры, особого производства тканей -
плюша, бархата, шелка, льняного полотна сказался на состоянии экономики страны.
Нидерланды славились производством шсрстяпьгх и суконных тканей. Белое тонкое и
прозрачное льняное полотно, знаменитые кружева были гордостью костюма нидерландцев.
Нидерландский костюм находился под влиянием французской моды, хотя на него
влияла также мода Германии и Испании. Он сформировался в ХУI в. на основе бургундских
фасонов с использованисм испанских и французских образцов и некоторых местных
особенностей. После завоевания Нидерландов Филиппом Н в стране начинает
распространяться испанская мода. Во время деспотического правления Альбы светлые тона
нидерландских одежд потемнели, и лишь в ХУН в. нидерландский костюм вернул свою
самобытность.
На протяжении первых десятилетий века из костюма из гоняется все, что неудобно
носить, отказываются от тесной, сковывающей движения одежды и после 1620 г. все подбивки
в одежде исчезают. Старый костюм - жесткий пурпуэн с фрезой - остается у людей
пожилого возраста и у лиц, занимавших административные должности, адвокатов, врачей,
ученых, а также у цеховых старшин. В его стабильности сказывалось уважение к традициям,
сформировавшихся в период расцвета корпораций и цеховых объединений.
Характерной особепностыо нидерландского костюма была простота. Это
сказывалось в более упрощенном покрое, который не придавал фигуре изысканных линий, как
во Франции или Англии. Пурпуэн не имел фалд, линия талии слегка завышена, прямая баска
закрывала бедра, неширокие штаны закрывали колена. Единственным украшением строгого
костюма был маленький отложной воротник из прозрачной белой ткани, законченный
кружевом, и такие же манжеты. Заканчивали костюм плащ из темной ткани и черная шляпа с
полями и высокой тульей.
Новые формы появляются в костюме в середине ХУН В., однако новые элементы
получают типично голлаплское толкование. У французов перенимаются короткая курточка
брасьер и штаны-ренгравы, популярные в детский период Людовика XIV . Куртка стала более
легкой и удобной - длинной до талии и ниже, разделенная внизу на восемь частей. Нижняя
часть пришнуровыва- лась к куртке. Рукава, как и куртка, стали длиннее и шире, иногда
разрезные, на пуговицах. Юбка-ренграв иногда стягивалась шнуром и заправлялась в высокие
сапоги. Плащ - прямой, свободный, длиной ниже колен. Чтобы длинные полы не цеплялись за
сапоги, каждая пола внизу заворачивалась к верху и пристегивалась.
Обувь была двух видов: туфли с бантами из мягких ттм петель на подъеме, иногда с
длинными узкими язычками и сапоги с узкими мягкими голенищами инебольшими
раструбами. Их отвороты нередко украшались дорогими кружевами. Для верховой езды
надевали сапоги с высокими каблуками.
Женские костюмы, так же как и мужские, некоторое время испытывали влияние
французской и испанской моды, по со второй половины ХУН в. появляются те, которые
позднее станут в Голландии «классическими». Женщины, приспосабливая чужестранные
костюмы для себя, устраняли все крайности, излипгества. Преобладают упрощенные формы,
создающие ощущение единого целого. Внешний вид голландского женского платья был очень
элегантен, что сказывалось и в характере шнуровки и в покрое рукавов, и в прическе. До
середины XVll в. в моде были высокие плоеные воротники, фреза достигала огромных
размеров. Юбку носили с всртюгалями, плоеной баской.
Кроме своеобразных пропорций женский костюм отличался большим
разнообразием воротников и головных уборов. Нациопальным убором, распространенным
только в Нидерландах, было покрывало из тонкой ткани, поверх которого надевали плоскую
круглую шапочку с торчащей из нее кистью. В серсдине века происходит кристаллизация
голландского женского костюма. С одной стороны, он сохраняет сходство с
общеевропейским, с другой - становится еще проще и строже. Линии покроя лифа,
проймы рукавов подчеркиваются узкой лентой контрастного цвета, что создает впечатление
гибкой тонкой талии. Единую линию силуэта с рукавами создает форма большого
воротника, отстающего от шеи. Большую роль в голландском костюме играло
сопоставление одежды и обнаженного тела. Если во Франции делали большое декольте, то
здесь декольте заменил болыпой воротник. На первый план выдвигалась скромность,
добропорядочность и дсловитостъ.
Платья шили в основном из однотонных тканей, сочетали различные фактуры:
верхнее бархатное и нижнее атласное. Нарядные бархатные и шелковые платья имели шлейф,
богато отделывались кружевами, вышитой каймой, украшались золотом, кораллами,
драгоценными камнями. Костюм нередко дополнялся бархатной муфтой.
Женщины носили скромные прически с пучками из кос, уло- женными на затылке.
На висках завивали один или (Ба небо гьших локопа. Почти всегда прически закрывались
изящными белыми чепцами, форма которых видоизменялась.