Правовые вопросы экологической безопасности

Экологический кризис, развивающийся на нашей планете, затрагивает все стороны жизнедеятельности людей, общественных отношений. Достаточно вспомнить о гигантских свалках, оказывающих такое влияние на природную среду и вызывающее такие глубокие социальные последствия в обществе, которые сравнимы лишь с последствиями войны с применением оружия массового поражения. Во весь рост встает проблема несоответствия растущих потребностей населения Земли и уменьшающихся ресурсов природной среды. Опаснейшим следствием этого является катастрофическое снижение продуктивности биологической среды, без которой невозможно сохранение естественной среды обитания человека. Фактически острейшая проблема обеспечения элементарных прав человека на жизнь, здоровье, безопасный труд и полноценный отдых – проблема безопасности жизнедеятельности людей – напрямую связана с проблемами сохранения естественной среды обитания человека и рационального природопользования, с проблемами контроля за хозяйственной деятельностью людей, предприятий и организаций, военных и управленческих структур государства.

Глобальное потепление климата, возникновение озоновых дыр, загрязнение воды, воздуха, почв, продуктов питания вредными химическим веществами, вымирание многих видов растений и животных уже стали реальностью. Эти негативные последствия проявляются и в России, что создает угрозу ее экологической безопасности.

В настоящее время на определенное ухудшение экологической ситуации в России влияет ряд экономических и правовых факторов, действующих в разных сферах, на разных уровнях и с различным масштабом воздействия. Но несомненно, что одним из главных факторов медленного темпа изменения экологической ситуации в Российской Федерации до недавнего времени являлось как отсутствие четкой стратегии обеспечения экологической безопасности страны, достаточного количества квалифицированных экологических кадров, так и должной эколого-нормативной базы, экологической отрасли права. В настоящее время можно считать, что в России сформировалась самостоятельная отрасль российского права – экологическое право.

Экологическое право самостоятельная комплексная отрасль единого российского права, система правовых норм, регулирующая взаимодействия общества и человека с окружающей природной средой и ее составляющими. Определяет правовые принципы охраны природы, рационального природопользования и наказания за их нарушения с целью сохранения, оздоровления, воспроизводства и улучшения окружающей природной среды в интересах настоящего и будущих поколений.

В экологическом праве в первую очередь рассматриваются не отдельные природные объекты, а окружающая природная среда комплексно и в целом.

Основные принципы экологического права:

· природно-ресурсный: природные ресурсы – базовая основа жизни и деятельности человека и общества;

· рациональный: рациональное и бережное использование природных ресурсов;

· эколого-планировочный: экологическое планирование, экологический менеджмент;

· учетно-контрольный: учет природных ресурсов и контроль за их использованием;

· охранный: охрана окружающей среды;

· мониторинговый: наблюдение за состоянием окружающей среды, контроль и прогноз изменения объектов (составляющих) окружающей природной среды;

· эколого-приоритетный: приоритет экологии и здоровья населения перед экономикой, хозяйственной деятельностью и т.д.;

· экостимулирующий: экономическое стимулирование рационального природопользования и охраны окружающей среды;

· принцип устойчивого развития: ориентация на устойчивое и гармоничное развитие системы «человек-общество-природа»;

· образовательный: экологическое образование, воспитание и просвещение населения на всех этапах и уровнях (непрерывный характер), опережающее экологическое образование;

· международно-правовой: международное экологическое и правовое сотрудничество, международные стандарты, системы качества.

Основу экологического права определяют Конституция РФ, Федеральные законы и кодексы, указы Президента и Постановления Правительства РФ по вопросам экологии и природопользования, а также нормативные акты соответствующих министерств и ведомств (приложение 5). В Указе Президента РФ «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» (от 04.02.94) четко определены направления по реализации экологической стратегии нашей страны:

· обеспечение экологической безопасности;

· охрана среды обитания;

· оздоровление или восстановление нарушенных экосистем в экологически неблагополучных районах;

· участие в решении международных глобальных экологических проблем.

Таким образом, главная «экологическая» функция государства состоит в обеспечении научно обоснованного соотношения экологических и экономических интересов общества, необходимых гарантий для реализации и защиты прав человека на чистую, здоровую и благоприятную для жизни человека природную среду.

В настоящее время скорость увеличения интенсивности вредного воздействия антропогенных факторов возрастает, что негативно сказывается на здоровье человека и приводит к снижению биоразнообразия. . Если не остановить процессы разрушения природной среды, то к середине XXI в. дефицит кислорода, воды, пищи и генетические изменения значительно ускорят деградацию популяций живых организмов, в том числе человека, и приведут к постепенному их вымиранию.

Для решения назревших экологических проблем в Российской Федерации разработана Концепция экологической безопасности.

Экологическая опасность – опасность ухудшения окружающей человека среды за счет негативных последствий действия антропогенных и/или природных факторов при высокой вероятности угрозы их возникновения.

Состояние экологической опасности может возникнуть в результате неконтролируемого развития экономики без учета принципов рационального природопользования, применения устаревших технологий производства, в результате природных стихийных явлений: землетрясений, сильных штормов, цунами, ураганов, оползней и селевых потоков, торфяных и лесных пожаров, очень высоких и низких температур наружного воздуха, а также в результате аварий на предприятиях и АЭС и т.п.

Экологическая безопасность– защищенность жизненно важных интересов личности, общества, государства, а также окружающей природной среды от угроз, возникающих в результате антропогенных и природных воздействий на неё; состояние, при котором отсутствует угроза (вероятность угрозы) ущерба природной среде и здоровью населения.

Закон РФ от 5 марта 1992 г. №2446-1 «О безопасности (в ред. Закона РФ от 25.12.92 №4235-1) определяет безопасность, как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

В самом общем плане под безопасностью понимают ситуацию при которой кому- или чему-либо не существует угрозы со стороны кого- или чего-либо, при этом не исключается наличие одновременно нескольких источников опасности. Безопасность потенциальных жертв обеспечивается, когда конкретные жертвы отражают все существующие опасности, либо когда опасностей для них не существует.

Безопасность является важнейшей потребностью человека наряду с его потребностью в пище, воде, одежде, жилище и информации. Эта общенаучная категория выступает интегральной формой выражения жизнеспособности и жизнестойкости различных объектов конкретного мира во внутренней и внешней политике, обороне, экономике, социальной политике, здоровье народа, информатике, технологии, образовании каждого человека.

Экологическая безопасность определяет степень обеспечения гарантии устойчивого развития человека и природы, длительности их гармоничного сосуществования. Характеризуется суммарными условиями жизни и жизнеобеспечения, а также совокупными результатами различных действий, процессов или состояний, не приводящих прямо или косвенно к ущербам или негативным последствиям, наносимых природной среде, сообществу людей или отдельному человеку.

В настоящее время в качестве критериев экологической безопасности используются «предельно допустимые концентрации» (ПДК) опасных веществ и воздействий, а также соответствующие им «предельно допустимые выбросы» (ПДВ). Критерии экологической безопасности по отношению к окружающей природной среде частично определены только для некоторых природных сред, а критерии по допустимым пределам использования природной среды для народно-хозяйственных нужд не определены. В качестве методов регулирования используются плата за ресурсы и плата на землю.

Совокупность законодательных, медицинских, биологических и экологических мероприятий, направленных на поддержание экологического равновесия в биосфере, т.е. равновесия между биосферой и внешними антропогенными и природными факторами, получила название системы экологической безопасности.

Целенаправленная деятельность государства, общественных организаций, юридических и физических лиц по обеспечению экологической безопасности определяют политику экологической безопасности.

Каждый гражданин страны, который выполняет основные правила природопользования и охраны окружающей среды, вносит свой вклад в обеспечение экологической безопасности. Но наличие прав предполагает и наличие обязанностей. Покажем это на конкретном примере природопользования. Так, природопользование граждан, возможности природопользования, закреплены в различных нормативно-правовых актах. Они реализуются достаточно широко. Как правило, общее природопользование осуществляется без разрешений. Можно свободно пребывать в лесах, собирать ягоды, грибы и т.д. Но любые права, как известно, связаны с обязанностями. Это как две стороны одной медали. В лесах необходимо соблюдать правила противопожарной безопасности, не допускать рубки деревьев, разорения гнезд и т.п. Иначе говоря, экологические права человека неотделимы от его экологических обязанностей. И об этом следует всегда помнить.

Экологический риск -- вероятность возникновения для природной среды и человека неблагоприятных последствий в результате антропогенных изменений природных систем и других объектов; соотношение величины возможного ущерба при воздействии экологического фактора (факторов) и вероятности реализации этого воздействия. Любое изменение природной среды, приводящее к ухудшению здоровья населения и/или к значительным затруднениям в хозяйственной деятельности, классифицируется как экологическое правонарушениеили даже как экологическое преступление. Предприятие или физическое лицо, совершившие противоправное деяние, нарушающее природоохранное законодательство и причиняющее вред окружающей природной среде и здоровью человека, могут нести следующие виды эколого-правовой ответственности: дисциплинарную, материальную, уголовную, гражданскую. Например, хорошо известный Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат (БЦБК) много лет сбрасывал ежесуточно около 120 тыс. м3 загрязненных вод. Как известно, озеро Байкал относится к категории особых экосистем: множество обитающих в озере животных и растений не встречаются больше ни в одном водоеме земного шара. В Байкале около 850 видов эндемических животных и около 135 видов эндемических растений (эндемический – свойственный только данной среде обитания). Это озеро включено в список всемирного природного наследия ЮНЕСКО. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования предъявила иск к БЦБК. Российские экологи не раз призывали закрыть комбинат, так как он загрязняет воды Байкала. В конце сентября 2008 г. комбинат перешел на систему замкнутого водооборота, что приведет к тому, что воды озера станут заметно чище. В соответствии с законом «Об охране озера Байкал» на Байкальской природной территории запрещены виды деятельности, которые могут оказать негативное воздействие на экологическую систему озера Байкал.

Предельно допустимая экологическая нагрузка (ПДЭН) – максимальный уровень воздействия антропогенных факторов, при котором сохраняется функциональная целостность экосистем (то есть сохраняются взаимосвязи, взаимозависимости и взаимоотношения всех компонентов в экосистемах).

В настоящее время во всём мире (и в России, в частности) обширные территории подвержены сильному антропогенному влиянию, в результате нарушается равновесие в естественных экосистемах, что приводит к разрушению окружающей среды, которое влечет за собой нарушение здоровья населения, повреждения генофондов растений, животных и человека. Такие территории называют зонами чрезвычайной экологической ситуации. К зонам чрезвычайной экологической ситуации относят зону напряженной экологической ситуации, зону экологического бедствия и зону экологической катастрофы.

Зона напряженной экологической ситуации– территория, характеризуемая достоверно негативными изменениями показателей здоровья населения и переходом состояния природы от кризисного к критическому.

Зона экологического бедствия– территория, характеризуемая достоверно негативными значительными изменениями показателей здоровья населения и переходом состояния природы от критического к катастрофическому. Для зоны экологического бедствия социально-экономически оправданная хозяйственная деятельность невозможна.

Зона экологической катастрофы территория антропогенной илиприродной катастрофы, непригодная и опасная для постоянного проживания населения. (Например, зона Чернобыльской катастрофы, зона действующего вулкана).

Таким образом, зоны чрезвычайной экологической ситуации – это территории, где в результате хозяйственной или иной деятельности, а также естественных катаклизмов произошли необратимые изменения окружающей среды, разрушения биоценозов, влекущие за собой не только увеличение заболеваемости и смертности населения, но и невозможности его проживания в некоторых из этих зон.

Одним из пунктов Концепции экологической безопасности является положение о создании в стране системы непрерывного экологического образования.

На государственном уровне управление охраной окружающей природной средой осуществляют Федеральное собрание, Президент и Правительство РФ, специально уполномоченные Министерством природных ресурсов РФ и Государственный комитет РФ по охране окружающей среды. При проведении природоохранных мероприятий эффективным механизмом является использование лицензий, договоров и лимитов.

Специальные государственные органы по охране природы на местах проводят большую работу по выдаче лицензий -- разрешений на право выполнения отлова рыбы, отстрела животных, вырубки леса и т.д. Природопользователь заключает договор на право природопользования, который предусматривает права и обязанности природопользователя (объем использования природных ресурсов, оплата за их использование, возмещение нанесенного ущерба окружающей среде). Для природопользователей устанавливаются предельные нормы использования природных ресурсов – лимиты (от франц.limite, от лат. limes – предел, граница). Лимиты устанавливаются и для выбросов загрязняющих веществ и отходов производства, определяемые для данного предприятия. Специальные государственные органы контролируют выполнение договоров на право природопользования и определяют санкции в случае их нарушения (штрафы, судебные иски, решение о закрытии предприятия и т.д.).

Показатели природных ресурсов обобщают в виде кадастров.

Кадастр природных ресурсов(от франц. cadastre) -- систематический свод сведений, составляемый периодически или путем непрерывных наблюдений над соответствующим объектом (водный кадастр, земельный кадастр, кадастр полезных ископаемых, лесной кадастр, кадастр животного мира и т.д.). Содержит качественную и количественную характеристики определенного вида природных ресурсов.

Кадастры составляют специально уполномоченные органы Госком- экологии Российской Федерации для комплексного учета природных ресурсов на территориях республик, краев и областей для рационального их использования и определения платы за эти ресурсы.

Рассмотрим основные виды кадастров.

Земельный кадастрданные регистрации землепользователей (собственников и арендаторов), учета качества и количества земель.

Водный кадастр – свод данных о водных объектах , водных ресурсах, качестве и режиме вод, о водопользователях; состоит из трех разделов: поверхностные воды, подземные воды и использование вод.

Лесной кадастр– свод данных о лесах, степени их эксплуатации, качестве и запасах древесины.

Кадастр месторождений полезных ископаемых – свод данных о ценности каждого месторождения; содержит горнотехнические, экологические и экономические условия их разработки.

Специальное, комплексное и целенаправленное изучение хозяйственных и технических проектов, объектов и процессов с целью обоснованного заключения об их соответствии экологическим требованиям, нормам и регламентам составляет государственная экологическая экспертиза. В Законе РФ «Об охране окружающей среды» записано: Государственная экологическая экспертиза проводится с целью проверки соответствия хозяйственной и иной деятельности экологической безопасности общества.

Государственная экологическая экспертиза выполняет функции перспективного предупредительного контроля проектной документации и одновременно функции надзора за экологическим соответствием результатов реализации проектов. Закон РФ “Об экологической экспертизе”(1995) закрепил эту область контроля и надзора за природоохранными органами.

Экологическое законодательство РФ предусматривает обязательную экологическую экспертизу при строительстве объектов любого объема и любого назначения (Федеральный закон «Об экологической экспертизе», от 23.11.95) еще на стадии подготовки строительства. Летом 2008 г. Правительство РФ объявило о необходимости переноса строительства санно-бобслейной трассы, горной олимпийской деревни и водозабора в связи с экологической угрозой природной среде Сочинского национального парка, на территории которого планировалось строительство олимпийских объектов Сочи-14. Всемирный фонд дикой природы (WWF) России, Гринпис России и другие общественные экологические организации неоднократно заявляли о том, что строительство олимпийских объектов в Сочи не должно приводить к уничтожению ценных природных комплексов Западного Кавказа. Уникальные виды животных и птиц, обитающие на территории Cочинского национального парка, занесены в Красную книгу России.

Другим примером бережного отношения к природной среде может служить перенос трассы нефтепровода от озера Байкал на расстояние, исключающее загрязнение этого уникального природного объекта России и мира.

В целом, общим экологическим нормативом для всех экосистем является сохранение их динамических качеств, прежде всего надежности, устойчивости и стабильности. Стратегически глобальный экологический норматив определяет (или должен определять) сохранение биосферы планеты, в том числе климата и окружающей природной среды Земли в виде, пригодном для жизни человека, благоприятном для его хозяйствования, сегодня, завтра и далеком будущем.

И экологическое право должно быть одним из основных гарантов этого как в России, так и во всем мире.

 

 

   

 

     

 

 

 

 

 

 

 

 

.