Учение А.Маслоу о 14 основных человеческих потребностях

Понятие о потребностях

Лекция № 7.

Тема: ОСНОВНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА.

 

Потребность – это состояние нужды человека или животного в определенных условиях, которых им недостаточно для нормального существования и развития.

Потребность есть у всех живых существ, и этим, в частности, живая природа отличается от неживой. Потребностные состояния всегда связаны с наличием неприятного внутреннего чувства неудовлетворенности с объективным дефицитом того, что требуется.

Потребность активизирует организм, порождает его поведение на поиск того, что требуется.

Количество и качество потребностей зависят от:

· Уровня организации этих существ

· Образа жизни

· Места и условий на эволюционной лестнице.

 

Задача врача - поставить правильный диагноз и назначить лечение. Врач исследует пациента для того, чтобы выявить нарушения функций внутренних органов и систем и установить их причины. Например: причиной острой боли в животе служит воспаление червеобразного отростка слепой кишки, необходима срочная операция для его удаления.

Задача медсестры - обеспечить пациенту максимальный комфорт, в пределах своей сестринской компетенции постараться облегчить его состояние. Поэтому для медсестры важны не столько причины нарушения функций различных органов и систем (инфекция, опухоли, аллергия в так далее), сколько внешние проявления заболевания как результат глубокого нарушения функций организма и основная причина дискомфорта.

Такими внешними проявлениями наличия патологического процесса в организме могут являться, например: одышка, кашель с мокротой, отеки, чувство тревоги, нарушенный сон.

Поскольку медсестра и врач преследуют разные цели, следовательно, и информация, которую они собирают при обследовании пациента, должна существенно отличаться.

Какого же рода информация необходима медсестре для организации качественного ухода за пациентом?

Запомните!

В основе сестринского обследования лежит учение о человеческих потребностях.

Потребность - это психологический и физиологический дефицит того, что существенно для здоровья и благополучия человека.

Существует несколько классификаций потребностей. Согласно классификации американского психолога А.Маслоу, каждый человек имеет 14 жизненно важных потребностей:

1. ДЫШАТЬ

2. ЕСТЬ

3. ПИТЬ

4. ВЫДЕЛЯТЬ

5. ДВИГАТЬСЯ

6. БЫТЬ ЗДОРОВЫМ (ПОДДЕРЖИВАТЬ СОСТОЯНИЕ)

7. ПОДДЕРЖИВАТЬ ТЕМПЕРАТУРУ ТЕЛА

8. СПАТЬ И ОТДЫХАТЬ

9. ОДЕВАТЬСЯ И РАЗДЕВАТЬСЯ

10. БЫТЬ ЧИСТЫМ

11. ИЗБЕГАТЬ ОПАСНОСТИ

12. ОБЩАТЬСЯ

13. ИМЕТЬ ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ

14. ИГРАТЬ, УЧИТЬСЯ, РАБОТАТЬ

Любое заболевание, то есть наличие в организме патологического процесса, сопровождается нарушением функций различных органов и систем. Сестра, в силу своих знаний и умений, способна определить не само заболевание, а его внешние проявления. Нарушение функций внешне проявляет себя как нарушение удовлетворения тех или иных потребностей. Например, воспаление легких приводит к нарушению функций дыхательной системы и нарушению удовлетворения потребности ДЫШАТЬ. Пациент ощущает нарушение удовлетворения потребностей как дискомфорт, что и служит поводом для обращения за медицинской помощью.

Поскольку конечная цель работы сестры - комфорт ее пациента, по стольку для устранения возникшего дискомфорта она обязана выяснить его причины - другими словами, оценить по специальной методике сестринского обследования, которая отражена в сестринской истории болезни, эффективность удовлетворения потребностей.

Таким образом, сестринское обследование является независимым, специфичным и не может подменяться врачебным.