Время логистического процесса и конкурентоспособность предприятия
Начало XXI в. характеризуется резким усилением значимости фактора времени осуществления логистических процессов.
Потребители как на рынке продукции производственно-технического назначения, так и на рынке изделий народного потребления становятся все более чувствительными ко времени, в течение которого исполняется их заказ. Сокращение времени позволяет сократить дополнительные затраты, которые несет клиент, пока ожидает поставку или пытается реализовать альтернативные варианты. Потребители сегодня оценивают время выполнения заказа, и это влияет на их покупательское поведение.
В традиционно организованных системах управления материальными потоками основным показателем при выборе поставщика чаще всего является цена. Логистическая организация, продолжая отдавать должное цене поставляемых товаров, тем не менее основной акцент переносит на время исполнения заказа.
Поставщик, не осознающий важности фактора времени процесса и не имеющий системы, способной удовлетворить временные потребности быстро изменяющихся рынков, проигрывает в конкурентной борьбе.
Перечислим основные причины роста времени чувствительности рынков:
• сокращение полных жизненных циклов товаров;
•ориентация потребителей на работу в условиях низких запасов;
• усиление фактора рыночного спроса и как результат увеличение потерь, вызванных объективным ростом ошибочности прогнозов.
Кратко охарактеризуем каждый из этих факторов.
Сокращение полных жизненных циклов товаров. Особенностью последних нескольких десятилетий было сокращение полных жизненных циклов товаров. Например, механическая пишущая машинка имела полный жизненный цикл приблизительно в 30 лет. Пришедшая ей на смену электромеханическая пишущая машинка имела полный жизненный цикл уже приблизительно 10 лет. Электромеханическая пишущая машинка уступила место электронной пишущей машинке с четырехлетним полным жизненным циклом. Современные печатающие устройства имеют полный жизненный цикл меньше одного года. За это время необходимо успеть разработать новое изделие, организовать снабжении, начать производство и организовать реализацию. Следовательно, способность к быстрому "развитию изделия" становится ключевым элементом конкурентоспособности предприятия.
Стремление потребителей к уменьшению запасов. Одной из наиболее явных тенденций последних лет является всеобщем стремление компаний к уменьшению запасов, находятся ли эти запасы в форме сырья, компонентов в незавершенном производстве или в виде готовой продукции. Освобождается вложенный в запасы капитал, уменьшаются издержки.
Ориентация участников логистических процессов на работу в условиях низких запасов означает, что возможность поставки полного заказа во время, требуемое клиентом, становится одним из основных показателей оценки поставщика. Очевидно, что те компании, которые могут добиваться сокращения времени между получением заказа и поставкой, будут иметь существенное преимущество над своими более медлительными конкурентами.
Усиление фактора рыночного спроса (рост непредсказуемости спроса) и как результат увеличение потерь, вызванных объективным ростом ошибочности прогнозов.
Актуальной проблемой большинства предприятий, работающих с материальными потоками, является неточность прогнозов, влекущая за собой ошибочные решения и соответствующие экономические потери. Независимо от совершенства и сложности используемых методов прогнозирования в условиях сегодняшней изменчивости рынков ошибки прогнозов неизбежны, причем развитие товарных рынков, конкуренция, изменчивость рынков, а также другие рыночные факторы являются объективной причиной тенденции роста ошибок прогнозирования.
Сокращение времени логистических процессов в этих условиях влечет за собой уменьшение ошибок прогноза (так как ошибка прогноза пропорциональна сроку прогнозирования — рис. 56) и соответствующее снижение потерь, порождаемых этими ошибками.
Ошибка
прогноза
Рис.56Зависимость ошибки прогноза от срока прогнозирования