Информационные потоки в логистике
Понятие, цель и задачи информационной логистики
Вопросы для контроля знаний
1. Перечислите задачи, решаемые транспортной логистикой,
2.Охарактеризуйте основные преимущества и недостатки автомобильного, железнодорожного, водного и воздушного транспорта.
3.Какие факторы могут повлиять на выбор вида транспорта? Назовите наиболее значимые из них.
4. Назовите основные разделы, которые включают в себя транспортные тарифы.
5. От чего зависит стоимость перевозки грузов:
а) железнодорожным транспортом;
б)автомобильным транспортом?
Лекция 6
Глава 12. Информационная логистика
Ключевое значение для развития логистики
играет компьютеризация управления
логистическими процессами
В современных условиях через сферу производства и обращения по направлению к конечному потребителю продвигаются мощные потоки продукции, имеющей вещественную форму. Номенклатура продукции год от года становится все шире. Требования к качеству процессов ее продвижения делаются все жестче:процессы должны быть быстрее, точнее, экономичнее. В действиях механизма, обеспечивающего движение материальных потоков, должна возникать высшая степень согласованности отдельных звеньев — гармония, подобная гармонии, на которую способен лишь живой организм. Необходимым условием возникновения данной согласованности является наличие информационных систем, которые, подобно центральной нервной системе, в состоянии быстро и экономично подвести нужный сигнал к нужной точке в нужный момент.
Особенности построения и функционирования информационных систем, обеспечивающих функционирование логистических систем, являются предметом изучения информационной логистики.
Цель информационной логистики определяется общей целью логистики: нужный продукт, в нужном месте, в нужное время с минимальными затратами. Очевидно, что для выполнения этих правил в нужном месте, в нужное время должна оказаться и нужная информация[38]. Количество и качество этой информации должно отвечать предъявляемым требованиям, затраты, связанные с ее продвижением, должны быть минимальны.
Таким образом, целью информационной логистики является наличие:
• нужной информации (для управления материальным потоком);
• в нужном месте;
• в нужное время;
• с минимальными затратами.
Средства информационной логистики должны позволять планировать материальные потоки, управлять ими и контролировать их. Следовательно, основными задачами информационной логистики являются:
• планирование логистических потребностей;
• анализ решений, связанных с продвижением материальных потоков;
• управленческий контроль логистических процессов;
• интеграция участников логистической цепочки.
Ученые разных стран сходятся во мнении, что современное развитие логистика получила в основном благодаря появлению и развитию средств передачи и обработки данных.
Одним из ключевых понятий логистики является понятие информационного потока.
Информационный поток — совокупность циркулирующих в логистической системе, между логистической системой и внешней средой сообщений, необходимых для управления и контроля логистических операций. Информационный поток может существовать в виде бумажных и электронных документов.
В логистике выделяют следующие виды информационных потоков (рис. 42):
• в зависимости от вида носителя информации — бумажные, электронные, смешанные;
• в зависимости от вида связываемых потоком систем — горизонтальный и вертикальный;
• в зависимости от места прохождения — внешний и внутренний;
Рис. 42. Виды информационных потоков в логистике
• в зависимости от направления по отношению к логистической системе — входной и выходной;
• в зависимости от плотности — малоинтенсивные, средне интенсивные, высокоинтенсивные;
• в зависимости от периодичности — регулярные, оперативные, случайные, on-line.
Информационный поток может опережать материальный, следовать одновременно с ним или после него. При этом информационный поток может быть направлен как в одну сторону с материальным, так и в противоположную:
• опережающий информационный поток во встречном направлении содержит, как правило, сведения о заказе;
• опережающий информационный поток в прямом направлении — это предварительные сообщения о предстоящем прибытии груза, а также о количественных и качественных пара метрах материального потока;
• вслед за материальным потоком во встречном направлении может проходить информация о результатах приемки груза по количеству или по качеству, разнообразные претензии, подтверждения.
Путь, по которому движется информационный поток, в общем случае может не совпадать с маршрутом движения материального потока.
Информационный поток характеризуется следующими показателями:
• источник возникновения;
• направление движения потока;
• скорость передачи и приема;
• интенсивность потока и др.
Формирование информационных систем, рассматриваемых в § 12.3-12.7, невозможно без исследования потоков в разрезе определенных показателей. Например, решить задачу оснащения определенного рабочего места вычислительной техникой невозможно без знания объемов информации, проходящей через то рабочее место, а также без определения необходимой скорости ее обработки.
Управлять информационным потоком можно следующим образом:
• изменяя направление потока;
• ограничивая скорость передачи до соответствующей скорости приема;
• ограничивая объем потока до величины пропускной способности отдельного узла или участка пути.
Измеряется информационный поток количеством обрабатываемой или передаваемой информации за единицу времени: килобайт, мегабайт и гигабайт.
В практике хозяйственной деятельности информация может измеряться также:
• количеством обрабатываемых или передаваемых документов;
• суммарным количеством документострок в обрабатываемых или передаваемых документах.
Следует иметь в виду, что помимо логистических операций и экономических системах осуществляются и иные операции, также сопровождающиеся возникновением и передачей потоков информации.
Рассмотрим в качестве примера структуру совокупного информационного потока в крупном магазине продовольственных товаров. Основную часть общего объема обращающейся здесь информации (более 50%) составляет информация, поступающая в магазин от поставщиков. Это, как правило, документы, сопровождающие поступающий в магазин товар, так называемые товарно-сопроводительные документы, которые образуют входящий информационный поток.
Логистические операции в магазине не ограничиваются получением товаров от поставщиков. Внутри магазинный торгово-технологический процесс также включает в себя многочисленные логистические операции, которые сопровождаются возникновением и передачей информации, используемой внутри магазина. При этом доля образованной информации, используемой внутри магазина, составляет приблизительно 20%.
В целом примерно 2/3 общего объема обрабатываемой в магазине информации может составлять информация, необходимая для контроля и управления логистическими операциями. На производственных предприятиях или предприятиях оптовой торговли доля логистических информационных потоков еще значительней.
В дальнейшем вместо термина "логистический информационный поток" будем пользоваться термином "информационный поток", не забывая при этом о его назначении — обеспечивать функционирование логистических систем.