Информационные потоки в логистике

Понятие, цель и задачи информационной логистики

Вопросы для контроля знаний

1. Перечислите задачи, решаемые транспортной логистикой,

2.Охарактеризуйте основные преимущества и недостатки автомобильного, железнодорожного, водного и воздушного транспорта.

3.Какие факторы могут повлиять на выбор вида транспор­та? Назовите наиболее значимые из них.

4. Назовите основные разделы, которые включают в себя транспортные тарифы.

5. От чего зависит стоимость перевозки грузов:

а) железнодорожным транспортом;

б)автомобильным транспортом?

Лекция 6

Глава 12. Информационная логистика

Ключевое значение для развития логи­стики

играет компьютеризация управ­ления

логистическими процессами

В современных условиях через сферу производства и об­ращения по направлению к конечному потребителю продвига­ются мощные потоки продукции, имеющей вещественную фор­му. Номенклатура продукции год от года становится все шире. Требования к качеству процессов ее продвижения делаются все жестче:процессы должны быть быстрее, точнее, экономичнее. В действиях механизма, обеспечивающего движение материаль­ных потоков, должна возникать высшая степень согласованности отдельных звеньев — гармония, подобная гармонии, на ко­торую способен лишь живой организм. Необходимым условием возникновения данной согласованности является наличие ин­формационных систем, которые, подобно центральной нервной системе, в состоянии быстро и экономично подвести нужный сигнал к нужной точке в нужный момент.

Особенности построения и функционирования информационных систем, обеспечивающих функционирование логистиче­ских систем, являются предметом изучения информационной логистики.

Цель информационной логистики определяется общей це­лью логистики: нужный продукт, в нужном месте, в нужное время с минимальными затратами. Очевидно, что для выпол­нения этих правил в нужном месте, в нужное время должна оказаться и нужная информация[38]. Количество и качество этой информации должно отвечать предъявляемым требованиям, затраты, связанные с ее продвижением, должны быть мини­мальны.

Таким образом, целью информационной логистики явля­ется наличие:

• нужной информации (для управления материальным по­током);

• в нужном месте;

• в нужное время;

• с минимальными затратами.

Средства информационной логистики должны позволять планировать материальные потоки, управлять ими и контроли­ровать их. Следовательно, основными задачами информацион­ной логистики являются:

• планирование логистических потребностей;

• анализ решений, связанных с продвижением материаль­ных потоков;

• управленческий контроль логистических процессов;

• интеграция участников логистической цепочки.

Ученые разных стран сходятся во мнении, что современное развитие логистика получила в основном благодаря появлению и развитию средств передачи и обработки данных.

Одним из ключевых понятий логистики является понятие информационного потока.

Информационный поток — совокупность циркулирующих в логистической системе, между логистической системой и внеш­ней средой сообщений, необходимых для управления и контроля логистических операций. Информационный поток может суще­ствовать в виде бумажных и электронных документов.

В логистике выделяют следующие виды информационных потоков (рис. 42):

• в зависимости от вида носителя информации — бумаж­ные, электронные, смешанные;

• в зависимости от вида связываемых потоком систем — го­ризонтальный и вертикальный;

• в зависимости от места прохождения — внешний и внутренний;

 

 


 

 

Рис. 42. Виды информационных потоков в логистике

• в зависимости от направления по отношению к логистической системе — входной и выходной;

• в зависимости от плотности — малоинтенсивные, средне интенсивные, высокоинтенсивные;

• в зависимости от периодичности — регулярные, оперативные, случайные, on-line.

Информационный поток может опережать материальный, следовать одновременно с ним или после него. При этом информационный поток может быть направлен как в одну сторону с материальным, так и в противоположную:

• опережающий информационный поток во встречном направлении содержит, как правило, сведения о заказе;

• опережающий информационный поток в прямом направлении — это предварительные сообщения о предстоящем прибытии груза, а также о количественных и качественных пара метрах материального потока;

• вслед за материальным потоком во встречном направле­нии может проходить информация о результатах приемки гру­за по количеству или по качеству, разнообразные претензии, подтверждения.

Путь, по которому движется информационный поток, в об­щем случае может не совпадать с маршрутом движения мате­риального потока.

Информационный поток характеризуется следующими по­казателями:

• источник возникновения;

• направление движения потока;

• скорость передачи и приема;

• интенсивность потока и др.

Формирование информационных систем, рассматриваемых в § 12.3-12.7, невозможно без исследования потоков в разрезе определенных показателей. Например, решить задачу оснаще­ния определенного рабочего места вычислительной техникой невозможно без знания объемов информации, проходящей через то рабочее место, а также без определения необходимой ско­рости ее обработки.

Управлять информационным потоком можно следующим образом:

• изменяя направление потока;

• ограничивая скорость передачи до соответствующей ско­рости приема;

• ограничивая объем потока до величины пропускной спо­собности отдельного узла или участка пути.

Измеряется информационный поток количеством обраба­тываемой или передаваемой информации за единицу времени: килобайт, мегабайт и гигабайт.

В практике хозяйственной деятельности информация мо­жет измеряться также:

• количеством обрабатываемых или передаваемых доку­ментов;

• суммарным количеством документострок в обрабатывае­мых или передаваемых документах.

Следует иметь в виду, что помимо логистических операций и экономических системах осуществляются и иные операции, также сопровождающиеся возникновением и передачей потоков информации.

Рассмотрим в качестве примера структуру совокупного ин­формационного потока в крупном магазине продовольственных товаров. Основную часть общего объема обращающейся здесь информации (более 50%) составляет информация, поступаю­щая в магазин от поставщиков. Это, как правило, документы, со­провождающие поступающий в магазин товар, так называемые товарно-сопроводительные документы, которые образуют входящий ин­формационный поток.

Логистические операции в магазине не ограничиваются по­лучением товаров от поставщиков. Внутри магазинный торгово-технологический процесс также включает в себя многочисленные логистические операции, которые сопровождаются возникновением и передачей информации, используемой внутри мага­зина. При этом доля образованной информации, используемой внутри магазина, составляет приблизительно 20%.

В целом примерно 2/3 общего объема обрабатываемой в магазине информации может составлять информация, необходимая для контроля и управления логистическими операциями. На производственных предприятиях или предприятиях опто­вой торговли доля логистических информационных потоков еще значительней.

В дальнейшем вместо термина "логистический информационный поток" будем пользоваться термином "информацион­ный поток", не забывая при этом о его назначении — обеспечи­вать функционирование логистических систем.