Розничная торговля
Свердловской области за 2011 год
О состоянии и итогах развития потребительского рынка
Информация
Лекция № 8
Потребительский рынок Свердловской области обеспечивает занятость 21% экономически активного населения. Участие потребительского рынка в формировании валового регионального продукта составляет 22 %, в налоговых поступлениях в бюджеты всех уровней –18,2 %.
Состояние розничной торговли в Свердловской области в 2011 г. характеризовалось следующими особенностями:
- оборот розничной торговли по сравнению с предыдущим годом увеличился в сопоставимых ценах на 12,0%, тенденция роста оборота сохранялась в течение всего года. В 2010 г. рост данного показателя составлял 10,0%;
- формирование оборота осуществлялось, в основном, за счёт продажи товаров торгующими организациями и индивидуальными предприятиями, осуществляющими деятельность в стационарной торговой сети (вне рынка), их доля в обороте возросла на 1,3 п. п. и составила 93,5%, в то время как продажа на розничных рынках и ярмарках снизилась до 6,5% (в январе–декабре 2010 года составляла 7,8% от суммарного оборота розничной торговли);
- в макроструктуре оборота розничной торговли преобладали непродовольственные товары, их доля в обороте розничной торговли увеличилась с 51,3% в 2010 г. до 52,3% в 2011 г.;
- за 2011 г. (в декабре 2011 г. к уровню декабря 2010 г.) цены на потребительские товары возросли на 6,4 %, в том числе на продовольственные товары на (без алкогольных напитков) 4,6% , непродовольственные товары на 7,0 (декабрь 2010 г. к декабрю 2009 г. рост 10,0%; 12,4% и 5,7% соответственно);
- продажа непродовольственных товаров по сравнению с 2010 г. возросла на 16,4%, продовольственных товаров на 7,3%;
- крупными и средними организациями оптовой и розничной торговли был получен положительный финансовый результат - прибыль, которая выросла по сравнению с 2010 годом в действующих ценах по сопоставимому кругу предприятий на 36,1%;
По объему оборота розничной торговли Свердловская область занимает третье место среди субъектов Российской Федерации, а среди областей Уральского федерального округа – первое. Доля оборота Свердловской области в обороте розничной торговли РФ составила 4,1% (в 2010 году - 3,9 %).
В 2011 году оборот розничной торговли Свердловской области сложился в сумме 784,6 млрд. рублей, что в фактических ценах на 21,4 %, в сопоставимых - на 12,0 % выше показателей 2010 года.
Индекс физического объема оборота розничной торговли
в процентах
Темп роста оборота розничной торговли в сопоставимых ценах за 2011 год, в % к 2010 году. | |
Российская Федерация | 107,2 |
Уральский федеральный округ | 106,3 |
Свердловская область | 112,0 |
Индекс физического объема оборота розничной торговли Субъектов РФ,
входящих в состав Уральского федерального округа в 2011 году
в процентах
Курганская область | Свердловская область | Челябинская область | Тюменская область |
101,0 | 112,0 | 101,7 | 103,1 |
Выше среднеобластного показателя по темпам роста оборота розничной торговли в действующих ценах достигли 10 муниципальных образований Свердловской области.
Рейтинг | Наименование муниципального образования | Темпы роста оборота розничной торговли в действующих ценах в 2011 г., в % к 2010 году |
Наиболее высокие показатели | ||
Бисертский ГО | ||
Асбестовский ГО | ||
МО город Алапаевск | ||
МО «город Екатеринбург» | ||
ГО Сухой Лог | ||
Камышловский ГО | ||
МО Алапаевское |
…………………………………………….
Наиболее низкие показатели | ||
ГО Красноуфимск | ||
ГО Пелым | ||
Кировградский ГО | ||
ГО Краснотурьинск | ||
ГО Верхний Тагил | ||
Шалинский ГО | ||
ГО Староуткинск |
По итогам 2011года оборот розничной торговли на душу населения области составил 181 тыс. рублей, что на 34 тыс. рублей превышает значения показателя в 2010 году.
Оборот розничной торговли на душу населения
Оборот на душу населения в 2010 году, тыс. рублей | |
Российская Федерация | 133,9 |
Уральский федеральный округ | 151,4 |
Свердловская область | 180,9 |
Рейтинг муниципальных образований по среднемесячному
обороту розничной торговли
на душу населения за 2009-2010 гг.
место | 2011 год | место | 2010 год | ||
№ | муниципальное образование | тыс. рублей | № | муниципальное образование | тыс. рублей |
г. Екатеринбург | 40463 | г. Екатеринбург | 27307 | ||
г. Каменск-Уральский | 12005 | г. Каменск-Уральский | 8734 | ||
ГО Заречный | 11577 | ГО Заречный | 7901 | ||
г. Нижний Тагил | 11202 | г..Нижний Тагил | 7527 | ||
Качканарский ГО | 9876 | Арамильский ГО | 7326 | ||
Североуральский ГО | 9436 | ГО Среднеуральск | 7114 | ||
ГО Среднеуральск | 9436 | Качканарский ГО | 6957 |
В макроструктуре оборота розничной торговли удельный вес пищевых продуктов, включая напитки и табачные изделия снизился с 48,7 % в 2010 году до 47,7% в 2011 году (в РФ - 47,8%). Доля непродовольственных товаров в отчетном периоде составила 52,3 % (в РФ - 52,2%).
Розничная продажа всех товаров в 2011 году к 2010 году в товарной массе выросла на 12,2 %. По пищевым продуктам зафиксирован рост на 7,3 % (в РФ – 3,6 %), по непродовольственным товарам - на 16,4 % (в РФ – 10,7 %).
По данным Свердловскстата наибольший удельный вес в обороте розничной торговли по пищевым продуктам, включая алкогольные напитки и табачные изделия занимают:
- мясо (включая консервы из мяса) – 9,1 % (за 2010 г.- 9,2 %);
- алкогольные напитки – 8,0 % (за 2010 г. – 8,0 %);
- молочные продукты – 3,7 %, на уровне 2010 года;
- кондитерские изделия –3,0 % (за 2010 г.- 3,1 %);
- хлеб и хлебобулочные изделия – 2,2 % , на уровне 2010 года
По непродовольственной группе:
- верхняя одежда – 7,3 % (за 2010 г. – 7,5 %);
- автомобили легковые – 6,0 %, на уровне 2010 года;
- бензины автомобильные – 5,9 % (за 2010 г. – 5,4 %);
- фармацевтические, медицинские и ортопедические товары – 3,6 % (за 2010 г. – 3,8 %);
- мебель бытовая – 2,0%, на уровне 2010 года;
- косметические и парфюмерные товары – 1,7 %, на уровне 2010 года;
В Свердловской области в наибольшей степени в сопоставимых ценах увеличилась продажа: консерв и пресерв из рыбы и морепродуктов (20%), чая (17%), алкогольных напитков (13%), консерв из мяса (13%).
В товарной массе по пищевым продуктам зафиксировано сокращение объёмов розничной продажи свежего картофеля, круп и молочных напитков.
По непродовольственной группе товаров выросли объемы продаж в сопоставимой оценке: технические носителей информации (19%), компьютеров в полной комплектации (16%), косметических и парфюмерных товаров (15%), мобильных телефонов (15%).
Наряду с этим отмечалось снижение реализации только одежды из меха (0,6%).