Розничная торговля

Свердловской области за 2011 год

О состоянии и итогах развития потребительского рынка

Информация

Лекция № 8

Потребительский рынок Свердловской области обеспечивает занятость 21% экономически активного населения. Участие потребительского рынка в формировании валового регионального продукта составляет 22 %, в налоговых поступлениях в бюджеты всех уровней –18,2 %.

Состояние розничной торговли в Свердловской области в 2011 г. характеризовалось следующими особенностями:

- оборот розничной торговли по сравнению с предыдущим годом увеличился в сопоставимых ценах на 12,0%, тенденция роста оборота сохранялась в течение всего года. В 2010 г. рост данного показателя составлял 10,0%;

- формирование оборота осуществлялось, в основном, за счёт продажи товаров торгующими организациями и индивидуальными предприятиями, осуществляющими деятельность в стационарной торговой сети (вне рынка), их доля в обороте возросла на 1,3 п. п. и составила 93,5%, в то время как продажа на розничных рынках и ярмарках снизилась до 6,5% (в январе–декабре 2010 года составляла 7,8% от суммарного оборота розничной торговли);

- в макроструктуре оборота розничной торговли преобладали непродовольственные товары, их доля в обороте розничной торговли увеличилась с 51,3% в 2010 г. до 52,3% в 2011 г.;

- за 2011 г. (в декабре 2011 г. к уровню декабря 2010 г.) цены на потребительские товары возросли на 6,4 %, в том числе на продовольственные товары на (без алкогольных напитков) 4,6% , непродовольственные товары на 7,0 (декабрь 2010 г. к декабрю 2009 г. рост 10,0%; 12,4% и 5,7% соответственно);

- продажа непродовольственных товаров по сравнению с 2010 г. возросла на 16,4%, продовольственных товаров на 7,3%;

- крупными и средними организациями оптовой и розничной торговли был получен положительный финансовый результат - прибыль, которая выросла по сравнению с 2010 годом в действующих ценах по сопоставимому кругу предприятий на 36,1%;

По объему оборота розничной торговли Свердловская область занимает третье место среди субъектов Российской Федерации, а среди областей Уральского федерального округа – первое. Доля оборота Свердловской области в обороте розничной торговли РФ составила 4,1% (в 2010 году - 3,9 %).

В 2011 году оборот розничной торговли Свердловской области сложился в сумме 784,6 млрд. рублей, что в фактических ценах на 21,4 %, в сопоставимых - на 12,0 % выше показателей 2010 года.

Индекс физического объема оборота розничной торговли

в процентах

  Темп роста оборота розничной торговли в сопоставимых ценах за 2011 год, в % к 2010 году.
Российская Федерация 107,2
Уральский федеральный округ 106,3
Свердловская область 112,0

Индекс физического объема оборота розничной торговли Субъектов РФ,

входящих в состав Уральского федерального округа в 2011 году

в процентах

Курганская область Свердловская область Челябинская область Тюменская область
101,0 112,0 101,7 103,1

Выше среднеобластного показателя по темпам роста оборота розничной торговли в действующих ценах достигли 10 муниципальных образований Свердловской области.

Рейтинг Наименование муниципального образования Темпы роста оборота розничной торговли в действующих ценах в 2011 г., в % к 2010 году
Наиболее высокие показатели    
Бисертский ГО
Асбестовский ГО
МО город Алапаевск
МО «город Екатеринбург»
ГО Сухой Лог
Камышловский ГО
МО Алапаевское

…………………………………………….

Наиболее низкие показатели  
ГО Красноуфимск
ГО Пелым
Кировградский ГО
ГО Краснотурьинск
ГО Верхний Тагил
Шалинский ГО
ГО Староуткинск

По итогам 2011года оборот розничной торговли на душу населения области составил 181 тыс. рублей, что на 34 тыс. рублей превышает значения показателя в 2010 году.

Оборот розничной торговли на душу населения

  Оборот на душу населения в 2010 году, тыс. рублей
Российская Федерация 133,9
Уральский федеральный округ 151,4
Свердловская область 180,9

Рейтинг муниципальных образований по среднемесячному

обороту розничной торговли

на душу населения за 2009-2010 гг.

место 2011 год место 2010 год  
муниципальное образование тыс. рублей муниципальное образование тыс. рублей
г. Екатеринбург 40463 г. Екатеринбург 27307
г. Каменск-Уральский 12005 г. Каменск-Уральский 8734
ГО Заречный 11577 ГО Заречный 7901
г. Нижний Тагил 11202 г..Нижний Тагил 7527
Качканарский ГО 9876 Арамильский ГО 7326
Североуральский ГО 9436 ГО Среднеуральск 7114
ГО Среднеуральск 9436 Качканарский ГО 6957

В макроструктуре оборота розничной торговли удельный вес пищевых продуктов, включая напитки и табачные изделия снизился с 48,7 % в 2010 году до 47,7% в 2011 году (в РФ - 47,8%). Доля непродовольственных товаров в отчетном периоде составила 52,3 % (в РФ - 52,2%).

Розничная продажа всех товаров в 2011 году к 2010 году в товарной массе выросла на 12,2 %. По пищевым продуктам зафиксирован рост на 7,3 % (в РФ – 3,6 %), по непродовольственным товарам - на 16,4 % (в РФ – 10,7 %).

По данным Свердловскстата наибольший удельный вес в обороте розничной торговли по пищевым продуктам, включая алкогольные напитки и табачные изделия занимают:

- мясо (включая консервы из мяса) – 9,1 % (за 2010 г.- 9,2 %);

- алкогольные напитки – 8,0 % (за 2010 г. – 8,0 %);

- молочные продукты – 3,7 %, на уровне 2010 года;

- кондитерские изделия –3,0 % (за 2010 г.- 3,1 %);

- хлеб и хлебобулочные изделия – 2,2 % , на уровне 2010 года

По непродовольственной группе:

- верхняя одежда – 7,3 % (за 2010 г. – 7,5 %);

- автомобили легковые – 6,0 %, на уровне 2010 года;

- бензины автомобильные – 5,9 % (за 2010 г. – 5,4 %);

- фармацевтические, медицинские и ортопедические товары – 3,6 % (за 2010 г. – 3,8 %);

- мебель бытовая – 2,0%, на уровне 2010 года;

- косметические и парфюмерные товары – 1,7 %, на уровне 2010 года;

В Свердловской области в наибольшей степени в сопоставимых ценах увеличилась продажа: консерв и пресерв из рыбы и морепродуктов (20%), чая (17%), алкогольных напитков (13%), консерв из мяса (13%).

В товарной массе по пищевым продуктам зафиксировано сокращение объёмов розничной продажи свежего картофеля, круп и молочных напитков.

По непродовольственной группе товаров выросли объемы продаж в сопоставимой оценке: технические носителей информации (19%), компьютеров в полной комплектации (16%), косметических и парфюмерных товаров (15%), мобильных телефонов (15%).

Наряду с этим отмечалось снижение реализации только одежды из меха (0,6%).