Логистика и планирование производства

Служба логистики на предприятии тесно взаимодействует с планированием производства. Это обусловлено тем, что про­изводство зависит от своевременной доставки сырья, материа­лов, комплектующих частей в требуемом количестве и требу­емого качества. Соответственно, служба логистики предприя­тия, обеспечивающая прохождение сквозного материального потока и участвующая в организации снабжение предприятия, должна участвовать и в принятии решений о запуске продук­ции в производство, так как обеспечивать производство ресур­сами придется ей.

С другой стороны, логистика взаимодействует с производством в процессе организации сбыта готовых изделий. Управляя материальными потоками в процессе реализации и имея исчерпывающую информацию о рынке сбыта, служба логистики, есте­ственно должна участвовать в формировании графиков выпу­ски готовой продукции.

Существенной функцией службы логистики является доставка сырья и комплектующих в цеха непосредственно к ра­бочим местам и перемещение изготовленной продукции в места хранения. Слабая взаимосвязь производства с логистикой при реализации этой функции приводит к увеличению запасов на разных участках, созданию дополнительной нагрузки на про­изводство.

Одним из основных показателей, характеризующих постав­щика и влияющих на организацию всего логистического процес­са, является качество поставляемой продукции. Определение оптимального уровня качества, а также контроль его соблю­дения — также совместная задача службы логистики предпри­ятия и службы планирования производства.

2.4.3. Логистика и финансы

Деятельность по управлению материальными потоками на предприятии, как правило, сопряжена с большими расходами. Соответственно, деятельность службы логистики тесно связа­на с деятельностью службы финансов. Например, определяя оптимальные объемы запасов, служба логистики, естественно, будет исходить не только из экономических расчетов, но и из реальных финансовых возможностей предприятия. Совмест­ные решения служб логистики и финансов принимаются также при закупках оборудования для обеспечения логистических процессов. Совместно осуществляются контроль и управление транспортными, а также складскими затратами.

2.5. Логистика и стратегическое планирование

Вопросы логистики должны включаться в общий бизнес- план предприятия (рис. 14). Так, в процессе анализа рынка и определения политики необходимо выявить потребности поку­пателей и выбрать каналы распределения. В процессе оценки различных альтернатив политики и последующего определения наиболее конкурентных стратегий важно учесть все факторы, связанные с поставкой, хранением и продвижением товара.

Компании зачастую не включают логистику в корпоратив­ное планирование и, соответственно, недополучают прибыль.

Причина заключается в динамичной сущности процесса управления материальными потоками. Логистику в этих пред­приятиях часто отождествляют с оперативным управлением процессами доставки и хранения, трактуют как краткосрочный фактор и мало соотносят с долгосрочным планированием.

АНАЛИЗ РЫНКА

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОЛИТИКИ

 

ОЦЕНКА АЛЬТЕРНАТИВ

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТРАТЕГИИ

 

СОСТАВЛЕНИЕ БИЗНЕС-ПЛАНА

Рис. 14. Принципиальная схема процедуры бизнес планирования

Логистика является как краткосрочным, так и долгосроч­ным фактором, различия между которыми сложно установить в связи с ее высокой динамичностью. Однако размеры финансовых и материальных затрат на логистику, а также степень ее влия­ния на конкурентоспособность предприятия требуют четкого установления такого различия и там, где необходимо введение элементов логистики в общий бизнес-план.