II.1 ПЛАНИРОВАНИЕ ЭВАКУАЦИИ
ВОПРОС № II.
Осуществление в короткие сроки эвакуации персонала объектов и населения из зоны бедствия возможно только при заблаговременном планировании, четком оповещении и сборе эвакуируемых, организации транспортного и медицинского обеспечения, службы охраны общественного порядка и управления эвакуацией.
При планировании эвакуации заблаговременно проводятся следующие мероприятия:
- разработка и согласование мероприятий возможной эвакуации в администрациях субъектов РФ при возникновении региональных или межмуниципальных ЧС;
- разработка планов эвакуации в отделах ГО и ЧС муниципальных образований, мероприятий эвакуации персонала промышленных объектов и непосредственно в цехах, структурных подразделениях;
- подготовка системы пунктов временного размещения и длительного
проживания населения;
- подготовка персонала промышленного объекта и населения к эвакуации путем проведения специальных занятий как непосредственно на объектах, так и по месту жительства, а также привлечение граждан к тренировкам и учениям по ГО.
Непосредственно само планирование эвакуации (рассредоточения) и ее обеспечение осуществляется, исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования сил и средств.
Основным организатором и руководителем эвакуации
(рассредоточения) персонала объекта является ее руководитель, а в
городе – глава администрации. Их заместители по общим вопросам являются председателями эвакуационных комиссий.
Председатель комиссии, отдел ГО и ЧС и эвакуационная комиссия
(далее – эвакокомиссия) планируют эвакуационные мероприятия, организуют взаимодействие с администрацией загородной зоны, проводят мероприятия по заблаговременному благоустройству и освоению районов размещения, а в процессе проведения эвакуации руководят всеми мероприятиями.
План эвакуации непосредственно разрабатывает отдел по делам ГО и ЧС органа местного самоуправления в виде отдельного раздела Плана гражданской обороны муниципального образования.
В зависимости от прогнозируемой обстановки при возникновении ЧС,
план должен содержать несколько вариантов действий, которые в последующем должны конкретизироваться условиями, характером и масштабами произошедших аварий, катастроф и стихийных бедствий.
Разделы плана должны содержать:
· краткую характеристику опасностей для муниципального образования (опасностей для промышленного объекта);
· численность населения муниципального образования (производственного персонала промышленного объекта);
· численность населения муниципального образования, проживающего в зоне, примыкающей к опасному промышленному объекту, находящемуся на территории данного муниципального образования;
· районы эвакуации (рассредоточения) и маршруты выхода к ним;
· планируемые для эвакуации транспортные средства;
· порядок оповещения населения и транспортных организаций, выделяющих транспортные средства;
· порядок сбора населения;
· обеспечение и порядок использования средств индивидуальной защиты;
· обеспечение охраны общественного порядка и безопасности движения в угрожаемых районах, на маршрутах эвакуации и пунктах размещения;
· график вывоза населения из зон воздействия поражающих факторов ЧС военного времени, либо потенциальной ЧС;
· перечень должностных лиц, отвечающих за эвакуацию из зон воздействия поражающих факторов ЧС военного времени, либо потенциальной ЧС.
Уполномоченным на решение задач в области ГО структурным подразделением (работником) организации[4] разрабатывается План гражданской обороны организации. В тексте плана, в числе других мероприятий по защите производственного персонала объекта, указываются действия по эвакуации работающей смены, как при угрозе военных действий, так и при возникновении ЧС.
В целом, исходя из прогнозируемой возможности возникновения ЧС на промышленном объекте, основными эвакуационными мероприятиями следует считать:
- определение вида эвакуации;
- расчет производственного персонала на проведение эвакуации;
- мероприятия по безаварийной остановке технологического процесса производства;
- подготовка маршрутов эвакуируемых из зоны ЧС к пунктам
временного размещения или длительного проживания;
- организация охраны объекта экономики и принятие мер по усилению пропускного режима при проведении эвакуации, ее завершения и ликвидации последствий ЧС;
- организация материально-технического и бытового обеспечения эвакуируемых.
Для охраны и контроля за работающим технологическим оборудованием на рабочих местах, где по условиям технологического процесса невозможно быстро остановить производство, оставляют дежурные
смены, обеспеченные средствами индивидуальной защиты.
Для определения временных параметров отдельным приложением к
Плану гражданской обороны организации разрабатывается план-график
проведения эвакомероприятий.
II.2 ЭВАКУАЦИОННЫЕ ОРГАНЫ: СТРУКТУРА И ЗАДАЧИ
Для непосредственной подготовки и проведения эвакуационных
мероприятий решениями руководства ГО территориальных и отраслевых (объектовых) органов управления создаются эвакуационные органы, которые должны тесно работать с руководящими федеральными структурами и службами гражданской обороны в своем регионе или муниципальном образовании.
Видами эвакуационных органов являются:
- эвакуационные комиссии: территориальные (республиканские, краевые, областные, городские, районные, населенных пунктов) и
объектовые;
- сборные эвакуационные пункты (СЭП) – городские и объектовые;
- эвакоприемные комиссии – при органах местного самоуправления;
- промежуточные пункты эвакуации (ППЭ);
- приемные эвакуационные пункты(ПЭП);
- оперативные группы по организации вывоза эваконаселения;
- группы управления на маршрутах пешей эвакуации;
- администрации пунктов посадки (высадки) населения на транспорт (с транспорта) и другие.
Территориальные эвакуационные и эвакоприемные комиссии возглавляются заместителями руководителей органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, отраслевые (объектовые) эвакуационные комиссии – заместителями руководителей отраслей
(объектов) экономики.
В состав эвакуационных и эвакоприемных комиссий назначаются лица руководящего состава администраций (департаментов, управлений, служб, отделов) субъекта РФ, органа местного самоуправления, прежде всего транспортных органов, органов образования, социальной защиты, здравоохранения, внутренних дел, связи, представители военных комиссариатов, мобилизационных подразделений органов исполнительной власти, органов управления ГО и ЧС. Лица, имеющие мобилизационные
предписания, в состав эвакуационных органов не назначаются.
Для ведения делопроизводства эвакокомиссий и технической работы назначается рабочий аппарат из сотрудников администраций территориальных органов управления.
Рабочий аппарат эвакуационных комиссий комплектуется по
направлениям работы и может состоять с учетом местных условий из нескольких групп: по учету вывозимого и выводимого населения, эвакотранспортной, по учету, приему и размещению эвакуируемого
населения в безопасных районах, обеспечения эвакомероприятий и другие.
Объектовую эвакокомиссию возглавляет, как правило, один из
заместителей руководителя организации. В состав объектовой эвакуационной комиссии назначаются начальники основных служб (отделов), начальники цехов или их заместители, представители структурного подразделения (работник) организации, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны.
Для разработки планов и организации непосредственного приема, размещения и обеспечения эвакуированного из зон ЧС населения в безопасных районах создаются эвакуационные приемные комиссии.
В состав эвакуационных приемных комиссий, формируемых при органах местного самоуправления, включаются представители исполнительных органов муниципального образования, а также предприятий и учреждений, сферы материального производства или непроизводственной сферы независимо от их организационно-правовой формы.
Основными задачами эвакуационных комиссий, в том числе эвакоприемных,являются:
- организация разработки и корректировки планов эвакуации на своем
уровне и в подведомственных звеньях;
- организация и контроль за подготовкой, проведением и всесторонним обеспечением эвакуационных мероприятий;
- организация и контроль за своевременным комплектованием и подготовкой эвакуационных органов.
Сборные эвакуационные пункты (СЭП) предназначены для сбора и регистрации эваконаселения, формирования эвакуационных колонн и эшелонов, посадки на транспорт и отправки в безопасные районы эвакуируемого населения.
СЭП размещаются вблизи железнодорожных станций, морских и речных портов, вблизи маршрутов пешей эвакуации, в местах, обеспечивающих условия для сбора людей. Для размещения СЭП используются различные общественные здания и сооружения.
На внешней границе зон ЧС размещаются промежуточные пункты эвакуации (ППЭ). Их основное назначение: учет, перерегистрация, дозиметрический и химический контроль, санитарная обработка и отправка населения в места безопасного размещения.
Приемные эвакуационные пункты (ПЭП) развертываются в пунктах высадки эвакуируемого населения и предназначаются для его встречи и отправки в места последующего размещения.
Местами для развертывания ПЭП могут быть школы, клубы и другие общественные и административные здания, обеспечивающие временное размещение людей в любую погоду, а в зимнее время – возможность обогрева.
Именно на ПЭП должна работать эвакуационная приемная комиссия(ЭПК), которая поддерживает постоянную связь с СЭП, ППЭ и получает от них информацию об отправке эшелонов, транспортных и пеших колонн.
ЭПК объекта экономики работает в тесном взаимодействии с районной
(городской) ЭПК в загородной зоне, которая формируется из органа местной самоуправления и возглавляется заместителем главы администрации.