Литературный жанр. Основные эпические, лирические и драматические жанры
Каждый литературный род дифференцируется на виды. Под видом иногда понимают устойчивый тип поэтической структуры в пределах литературного рода. При таком подходе к основным видам лирики относят стихотворение, поэму, песню; эпоса – эпопею, роман, повесть, рассказ, новеллу, очерк; драмы – трагедию, комедию, драму, а под жанром понимают те содержательные формы, на которые подразделяется каждый литературный вид. Например, такой вид, как роман, подразделяется на следующие жанры: психологический, социально-бытовой, исторический, сатирический, утопический, роман-путешествие и т.д. Но чаще термины «вид» и «жанр» употребляются как синонимы, а более дробное деление жанра называется жанровой разновидностью.
В литературном жанре наиболее полно проявляется содержательность формы, так как именно жанр – целостная организация формальных свойств и признаков. Жанр характеризует общее, устойчивое, повторяющееся в структуре произведений, и не случайно М.М. Бахтин образно определил жанр как память искусства и утверждал, что «в жанрах (литературных и речевых) на протяжении веков их жизни накопляются формы видения и осмысления определенных сторон мира» (Ответ на вопрос редакции «Нового мира» // Эстетика словесного творчества. – М., 1979, с.332).
Вместе с тем на протяжении многовекового существования литературные жанры претерпели немало изменений. Такие из них, как эпопея, мениппея, мистерия, диатриба, эпиталама, остались в прошлом. Другие, возникнув в античности (ода, элегия, идиллия, басня, трагедия, комедия, роман) или в эпоху Возрождения (новелла), изменили с течением времени свое жанровое содержание и продолжают существовать в обновленном виде в литературе Нового времени. Такие жанровые модификации, как антиутопия, возникли в прошлом веке и продолжают существовать в современной литературе.
В рамках каждого рода литературы выделяется ряд жанров.
Жанры эпоса делятся на большие (эпопея, роман), средние (житие, и повесть) и малые (сказка, басня, притча, новелла, рассказ, очерк, эссе). Некоторые формы прозы относятся к лиро-эпическим жанрам.
Эпос изначально существовал в виде героических эпопей («Илиада», «Одиссея», «Песнь о Роланде», «Манас», «Калевала»), воссоздающих историческую память народа о былых исторических подвигах и странствиях по миру.
Предметом эпопеи, крупнейшего жанра эпоса, является особое субстанциальное событие, имеющее значение для всего народа, главные герои эпопеи воплощали идеальное представление народа о себе самом.
По мере усложнения личностного сознания эпический герой выделялся из родового или национального коллектива, не подчиняясь року и долгу, как это было у Ахиллеса или Зигфрида. Герой становился творцом собственной личности, а время действия конкретизировалось в датировке события. Соответственно возникает и развивается новый вид эпоса, пришедший на смену эпопее, – роман.
Термин, обозначающий этот жанр, происходит от французского «roman» – первоначально «произведение на романском языке». Роман – крупный эпический жанр, показывающий судьбы и внутренний мир героев в их многосторонних связях с внешним миром – обществом, средой. Роман воссоздает все это целостно в многосюжетном, многогеройном, подчас многоголосом (полифоническом) повествовании, в котором органично сочетаются различные стилевые пласты.
Жанр романа прошел долгий путь становления и развития и далеко не сразу стал полным и законченным выражением искусства эпической прозы. Однако с момента своего зарождения в античности и до настоящего времени роман является наиболее энциклопедическим литературным жанром. На основе принципов построения образа главного героя выделяют основные типы романа: роман странствований, роман испытания, роман биографический (автобиографический), роман воспитания и т.п.
К средним эпическим жанрам относятся житие и повесть.
Житие, агиография (греч. hagios – святой, grapho – пишу) – один из основных эпических жанров церковной словесности, расцвет которого пришелся на средние века. Жанровые признаки жития используются и в светской литературе Нового времени: романах «Братья Карамазовы» Ф.М. Достоевского и «Соборяне» Н.С. Лескова, повестях «Отец Сергий» Л.Н. Толстого, «Жизнь Василия Фивейского» Л.Н. Андреева, «Мастер и Маргарита» М А Булгакова и т.п.
Повесть занимает промежуточное положение между романом и рассказом или новеллой. В большинстве европейских литератур ее не выделяют, употребляя термин «повесть» в значении «повествование». А в русском искусстве слова повесть – традиционный жанр.
«Повесть есть тот же роман, только в меньшем объеме...» – писал В.Г. Белинский. И в самом деле, порой повесть приближается к роману. В таких случаях она эпически полно обрисовывает и характер героя, и состояние среды, и взаимоотношения между личностью и обществом («Дубровский», «Капитанская дочка» А.С. Пушкина, «Тарас Бульба» Н.В. Гоголя). Тем не менее граница между крупным и средним эпическими жанрами существует, и она обусловлена особенностями художественного осмысления действительности.
В отличие от романа повесть избирает меньший по объему жизненный материал, но воссоздает его более подробно, чем это сделал бы роман, с необычайной резкостью и яркостью высвечивает грани затрагиваемых проблем. Эти ведущие особенности жанра охарактеризовал В.Г. Белинский: «Есть события, есть случаи, которых, так сказать, не хватило бы на драму, не стало бы на роман, но которые глубоки, которые в одном мгновении сосредоточивают столько жизни, сколько не изжить ее и в века: повесть ловит их и заключает в свои тесные рамки...» (О русской повести и повестях Н.В. Гоголя. Полн. собр. соч. Т.1 – М., 1953, с. 271 – 272).
В повести и рассказе сильнее, чем в романе или новелле, выражен субъективный элемент – отношение автора к изображаемым явлениям, человеческим типам. Повесть, как и рассказ, сохраняет связь со стихией устного повествования, стремится в буквальном смысле слова «поведать» о тех или иных событиях. Именно таковы «Повести Белкина» А.С. Пушкина, «Вечера на хуторе близ Диканьки» Н.В. Гоголя, «Первая любовь» И.С. Тургенева и др. Но в целом у повести больше возможностей, чем у рассказа: она отражает и развитие характера героя, и то или иное (нравственное, социальное, экономическое) состояние среды, и историю взаимоотношений личности и общества.
К малым эпическим жанрам относятся: новеллы, рассказы, сказки, басни, апологи, притчи, очерки, эссе.
В отличие от романа и повести предмет новеллы и рассказа – это какая-то одна сторона действительности, рожденное ею противоречие
Новелла (итал. novella – новость) — это то, что произошло недавно, что передают из уст в уста. Первоначально фабльо во Франции и шванки в Германии, послужившие прообразом новеллы, распространялись устно, в новелле же обычно присутствуют рассказчики. В основе новеллы лежит анекдот, необычное событие, судьба героя и т.п. Сюжет в новелле, как правило, острый, действие развивается стремительно, важную роль в конфликте играет развязка, показывающая характер героя с неожиданной стороны. Преобладает устный тип повествования. Наибольшее развитие новелла получила в литературах Западной Европы. В некоторых произведениях русских писателей присутствуют черты новеллы (новеллистичны, например, пушкинские «Повести Белкина», «Легкое дыхание» И.А Бунина), но в русской литературе все же больше распространен рассказ.
Есть мнение, что в поле зрения авторов рассказа – один эпизод из жизни человека, один конфликт. Но, как и в романе и повести, в рассказе подчас показывается изменение характера героя на протяжении длительного времени («Ионыч» А.П. Чехова). Но внимание прозаиков в таком случае направлено не на процесс, а на узловые моменты эволюции. В рассказе может воссоздаться и вся человеческая жизнь или несколько ее этапов («Легкое дыхание» и «Чаша жизни» И.А. Бунина, «Коновалов» и «Мальва» М. Горького, «Матренин двор» А.И. Солженицына), но при этом жизнь героя берется под определенным углом зрения. Такие произведения называют рассказами романного типа.
Итак, рассказ – малый эпический жанр с интенсивной организацией художественного времени и пространства, ограниченным количеством персонажей, концентрированностью художественных средств изображения, ориентированных на решение одного конфликта, емкой художественной деталью.
В литературоведении выделяют множество разновидностей рассказа, основанных на жанрово-родовом принципе (лирический, драматический, эпический), тематике (охотничий, исторический, производственный и т. п.), проблематике (социально-бытовой, нравственно-психологический), характере художественного обобщения (сатирический, фантастический и др.).
Лирика как род литературы подразделяется на целый ряд жанров: элегия (греч. elegeia – жалобная песня), ода (греч. ōdé – песня), эпиграмма (греч. epigramma – надпись на доспехах воина, статуях, предметах жреца и домашней утвари), эпитафия (греч. epitaphios – надгробный), сонет (итал. sonetto, от прованс. Sonet – песенка), стансы, мадригал, эпиталама,послание. Все жанры лирики имеют давнюю историю, и возникновение новых жанров практически невозможно. Эксперимент с жанровыми формами происходит путем их контаминации, взаимопроникновения, а на сегодняшнем этапе заметно ослабление жанровых границ и преобладание внежанровой лирики.
Г.В.Ф. Гегель утверждал, что каждый вид драматической поэзии «берет свой тип, противоположный другому или же опосредствующий эту противоположность, из тех различий, в которых выявляются цель, характеры, а также конфликт и результат всего действия. Главные стороны, вырастающие из этих различий и получающие многообразное историческое развитие, суть трагическое и комическое» (Эстетика. В 4-х тт. Т. 3 – М., 1971, с.573). Следовательно, деление драмы на виды (жанры) связано с пафосом: трагическим – в трагедии, юмористическим, сатирическим – в комедии, драматическим – в драме.
В каждом виде драмы, по Гегелю, свой, особый характер драматического противоречия и развязки действия. В трагедии в характерах героев, их действиях и конфликтах, в которых они участвуют, утверждается субстанциальная сторона жизни; в комедии – субъективный произвол, глупость, а также превратность судьбы; драма представляет собой промежуточный, средний вид между двумя первыми видами.
Трагедия (греч. tragōdia – козлиная песнь) – жанр, основанный на трагическом пафосе и трагической коллизии, в которой участвуют героические персонажи и которая разрешается трагически. «Сущность трагедии, – писал В.Г. Белинский, – заключается в коллизии, т.е. в столкновении, сшибке естественного влечения сердца с нравственным долгом или просто с непреоборимым препятствием. С идеей трагедии соединяется идея ужасного, мрачного события, роковой развязки (…) Если кровь и трупы, кинжал и яд не суть всегдашние ее атрибуты, тем не менее ее окончание всегда – разрушение драгоценнейших надежд сердца, потеря блаженства целой жизни» (Разделение поэзии на роды и виды. Полн. собр. соч. Т.5 – М., 1954, с.53). Виды трагической ситуации – непреодолимые внешние обстоятельства, а также вина или ошибка героя.
Трагедия как жанр прошла, начиная с периода античности, длительный путь развития. Особую популярность она приобрела в эпоху Возрождения и в период классицизма (XVII – XVIII века).
Комедия (греч. comos – шествие, ōdé – песня) – пьеса, исполненная юмористического или сатирического пафоса. Основной ее конфликт – изображение внутренней несостоятельности, нелепости, неполноценности комических характеров, их юмористическое или сатирическое отрицание; конфликт комедии основан на комической борьбе. Комедия – зеркало, отражающее пороки людей.
Подобно трагедии, комедия тоже зародилась в Древней Греции получила дальнейшее развитие в европейской литературе.
В отличие от трагедии, не имеющей строгой жанровой типологии, внутри комедийного жанра выделяют несколько разновидностей: комедию интриги, комедию характеров, комедию масок (dell´arte), комедию «плаща и шпаги», высокую комедию.
Промежуточный между трагедией и комедией («средний») вид драматической поэзии возникает в европейской литературе во второй половине XVIII века, а в XIX – XX столетиях получает широкое распространение.
Драма – пьеса с преимущественно драматическим типом содержания. Специфику содержания выявил Г.В.Ф. Гегель, указавший, что в драме «вопреки различиям и конфликтам между интересами, страстями и характерами, благодаря действиям людей все же может быть достигнута гармоническая внутри себя действительности», так как №сами индивиды развитием действия подводятся к тому, чтобы отказаться от борьбы и прийти к взаимному примирению их целей и характеров» (Эстетика. Т.3, с.583). Белинский конкретизировал жанровую сущность драмы через сопоставление ее с трагедией и комедией: «От комедии она существенно разнится тем, что представляет не отрицательную, а положительную сторону жизни; а от трагедии она существенно разнится тем, что, даже и выражая торжество нравственного закона, делает это не через трагическое столкновение (…) и, следовательно, лишена трагического величия и не досягает до высших мировых сфер духа» («Горе от ума», с.451). Герой драмы не обладает масштабностью и величием личности героя трагедии, в поле зрения автора драмы – менее значительные проблемы, нежели те вопросы бытия, которые ставят в трагедии. В отличие от трагедий, драма редко бывает стихотворной, для нее редко избирается высокий стиль. В отличие от комедий, стиль драмы лишен комизма.
Порой драма становится излишне слезливой, ее конфликт изрядно преувеличивается, нередко является надуманным. Так, в конце XVIII столетия возникает мелодрама (греч. melos – песня, drama – действие) – остроконфликтная моралистическая пьеса, насыщенная аффектированными эмоциями, рассчитанная на яркую театральность. Сверхзадача мелодрамы – построение «правильного» мира, и именно она обусловливает обязательные для произведений этого жанра счастливые финалы. Финал мелодрамы, демонстрирующий моральный закон мелодраматического мира, всегда состоит из двух элементов: торжество добродетели и посрамление злодейства. В связи с этим мелодрама становится любимицей демократической публики, о чем свидетельствует, в частности, ее новая жизнь в качестве множества телесериалов последних лет.