Меры для обеспечения взаимных интересов Центра и субъектов
Возникающие под влиянием многочисленных факторов кризисные состояния хозяйства регионов, угрожающие экономической безопасности, можно предотвратить или нейтрализовать. Вместе с тем возможные направления нейтрализации очагов региональных кризисных ситуаций, угрожающих национальной безопасности России, включают меры:
а) макроэкономического регулирования, углубления макроэкономического анализа и прогнозирования (финансовая стабилизация, формирование эффективного налогового законодательства, нормализация на равноправной основе бюджетно-финансовых взаимоотношений между субъектами Федерации
и федеральным центром);
б) институционального регулирования (приватизация и акционирование государственных предприятий, формирование ФПГ, санация убыточных предприятий, поддержка малого бизнеса, проведение земельной реформы, содействие формированию эффективной рыночной инфраструктуры, регулирование деятельности предприятий с иностранными инвестициями);
в) государственного территориального регулирования (федеральная поддержка экономики регионов зоны Крайнего Севера; регулирование транспортных тарифов для регионов Сибири и Дальнего Востока; федеральная поддержка депрессивных и слаборазвитых регионов, а также регионов, пострадавших
от техногенных аварий, природных и экологических катастроф; реализация целевых федеральных территориально-ориентированных программ);
г) внешнеэкономического регулирования (регулирование экспортно-импортных тарифов, реализация механизма зоны свободной торговли в рамках СНГ и формирование механизма платежного и более широкого экономического союза стран СНГ).
Выбор и обоснование конкретных направлений нейтрализации очагов региональных кризисных ситуаций следует осуществлять в зависимости от характера кризисных ситуаций, степени угрозы национальной безопасности, территориальных особенностей структуры хозяйства, сравнительного уровня развития экономики и социальной сферы и т.д.
Региональный аспект экономической безопасности России в переходный период должен быть ориентирован прежде всего на:
• укрепление экономической базы федеративных отношений, формирование общероссийского рынка (согласование интересов регионов с интересами Федерации, ограничение сепаратистских тенденций, активизация межрегиональных связей и стимулирование укрепления экономических отношений с
отдельными районами, тяготеющими к рынкам АТЭС или ЕС);
• поддержание достаточного уровня производственного и научно-технического потенциала экономически наиболее развитых опорных районов, призванных обеспечить сырьевую и технологическую независимость России и переход ее экономики в постиндустриальную стадию;
• недопущение дальнейшего отставания слаборазвитых регионов и снижения уровня жизни их населения до предела, способного вызвать социальную напряженность;
• государственное регулирование выхода из депрессии старопромышленных районов, играющих ведущую роль в традиционных отраслях и нуждающихся в коренной реконструкции хозяйства, крупномасштабных мероприятиях по предотвращению безработицы;
• активизацию населения, нормализацию положения в демографической сфере, сокращение безработицы, чрезмерных различий в доходах различных групп населения, предотвращение конфликтов между отдельными социальными слоями и группами населения в районах, характеризующихся сильным расслоением по уровню доходов;
• предотвращение межнациональных конфликтов в регионах со сложным национальным составом населения;
• ликвидацию криминогенной обстановки;
• укрепление экономики, правовой базы и таможенной службы приграничных регионов России;
• государственное регулирование экономического положения в регионах-монополистах для недопущения социально-политических выступлений, приводящих к крупномасштабным сбоям в поставках стратегических видов продукции;
• повышение уровня комплексности хозяйства и самообеспеченности районов финансовыми, основными потребительскими и природными ресурсами, улучшение состояния природной среды.
Решение указанных задач должно базироваться на системном подходе к выявлению кризисных ситуаций в регионах и оценке их влияния на общенациональную безопасность страны, позволять комплексно решать сложные задачи по предотвращению и нейтрализации кризисных ситуаций, ослаблению или полной ликвидации угроз региональной экономической безопасности.