Вопрос №5. Применение финансового мониторинга к организациям.
На организации, осуществляющие финансовые операции, возлагаются обязанности по идентификации клиентов и выгодоприобретателей, ведению обязательного контроля, документальной фиксации и направлению в Росфинмониторинг сведений по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами и иным имуществом, приостановлению некоторых видов финансовых операций и осуществление иных превентивных мер.
Под идентификацией клиентов и выгодоприобретателей понимается сбор документов и сведений: в отношении физического лица — персональных данных, ИНН, сведений о документе, удостоверяющем личность, и его содержании, месте жительства или месте пребывания; в отношении юридического лица — наименования, регистрационных данных, сведений об органах управления, сведений о величине уставного фонда и других активах организаций; аналогичные сведения собираются и в отношении индивидуальных предпринимателей.
Применительно к выгодоприобретателю идентификация предполагает сбор сведений, свидетельствующих о том, что клиент действует к выгоде другого лица при осуществлении банковской или иной финансовой операции, а также сведений, характеризующих правовой статус выгодоприобретателя.
Вольфсбергские принципы 2000 г. ориентируют кредитные учреждения идентифицировать клиентуру и по следующим критериям:
- цель и причины открытия счета;
- предполагаемые операции по счету;
- источник состояния (характер деятельности клиента);
- оценка капитала;
- источник фондов (происхождение и способы перевода средств на счете);
- дополнительная релевантная информация.
Правила об идентификации организаций, осуществляющих финансовые операции клиентов и выгодоприобретателей, включают в себя также разработку правил внутреннего контроля, а кредитными организациями — программы идентификации клиентов и лиц, к выгоде которых действует клиент. Данные идентификации существуют в виде специального досье и подлежат проверке в целях обновления не реже чем один раз в год.
Обязательный контроль предполагает документальную фиксацию и направление в Росфинмониторинг сведений о совершении подконтрольных операций при наличии следующих оснований:
• запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели;
• несоответствие сделки целям деятельности организации, предусмотренным учредительными документами;
• выявление неоднократного совершения сделок, характер которых дает основания считать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля;
• иные обстоятельства, свидетельствующие о наличии в действиях клиентуры признаков легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем.
Документальной фиксации подвергаются сведения о виде операции и об основаниях ее совершения; о дате совершения операции и сумме, на которую она совершена; данные об идентификации юридического или физического лица, ее совершившего, а также о лицах, действовавших от имени этого юридического или физического лица; сведения, требуемые для идентификации контрагента по документируемой сделке. Указанная информация направляется в Росфинмониторинг или его региональные органы. Документы, подтверждающие сведения, подлежащие фиксации, а также копии документов, необходимых для идентификации, подлежат хранению в организации, осуществлявшей финансовую операцию в течение пяти лет.
3. Важным, все более значимым направлением противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, становится в последние годы самостоятельное применение организациями, осуществляющими финансовые операции, превентивных мер операционного характера.
Кредитные и иные организации, осуществляющие финансовые операции согласно федеральному законодательству не только вправе, но и обязаны предпринимать меры, направленные на общую, специальную превенцию и пресечение действий по легализации преступных доходов и финансированию терроризма. Так, банкам запрещено открывать счета (вклады) на анонимных владельцев, т.е. без наличия данных, необходимых для идентификации соответствующего лица, и предоставлено право отказаться от заключения договора банковского счета с лицом, представившим недостоверные документы, подозреваемом в террористической деятельности или финансировании ее.
В выполнении распоряжения клиента о совершении расчетно- платежной операции (за исключением операций по зачислению средств на счет) может быть отказано по основаниям осуществления обязательного контроля или отсутствия (недостоверности) документов, подлежащих фиксированию в целях противодействия легализации доходов, полученных преступным путем. Ранее начатая операция может быть приостановлена на два рабочих дня с даты, когда получено соответствующее распоряжение клиента, с представлением информации в орган Росфинмониторинга (п. 5, 10, 11 ст. 7 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»).
Известно, что заключение договора расчетного или иного счета с кредитным учреждением включает в себя обязательство клиента соблюдать требования закона и банковских правил в отношении порядка проведения расчетов и оформления расчетных документов.
На кредитную организацию возложена также функция исполнения различных юрисдикционных и процессуальных актов, исходящих от судебных органов, органов предварительного следствия, налоговых органов, по аресту средств на банковском счете и приостановлению операций по счету как способу принудительного исполнения обязательств его владельца.
Рассматриваемый же здесь круг мер по противодействию легализации преступных доходов существенно отличается от других форм банковского контроля как тем, что преследует цели защиты правопорядка в совершенно иной сфере — в области борьбы с криминальным бизнесом, так и тем, что применение этих мер носит обязательный характер для самой организации, осуществляющей финансовый контроль.
Согласно ст. 13 вышеуказанного Федерального закона уклонение организации от ведения противодействия легализации преступных доходов или нарушение установленного порядка этой работы может повлечь отзыв (аннулирование) лицензии на ведение соответствующей деятельности. Имеются и другие основания полагать, что противодействие легализации преступных доходов для организаций, осуществляющих операции с денежными средствами и иным имуществом, не делегированная, не возложенная экстраординарным законодательством на них публичная функция, но уставная обязанность этого вида организаций.
В аспекте же их гражданской правосубъектности противодействие легализации преступных доходов выступает лицензионным условием, поскольку оно презюмируется при выдаче лицензий и получении других специальных разрешений. В свою очередь, Рос- финмониторинг следует рассматривать как государственный орган, возглавляющий противодействие и руководящий этой работой, практически осуществляемой финансовыми и иными организациями.
Среди конкретных проблем, сопровождающих становление этого важного вида финансового контроля, упомянем лишь некоторые.
Большая часть сделок, таящих угрозу легализации преступных доходов, естественно, связана с кредитными учреждениями, обладающими квалифицированным штатом сотрудников и техническими средствами для осуществления контроля. Выполнение аналогичных правил другими организациями: ломбардами, казино, ювелирными магазинами — на этом фоне выглядит проблематичным. Между тем ответственность за ненадлежащий контроль за проводимыми сделками основана на единых критериях, что чревато для некоторых организаций потерей лицензии и, соответственно, прекращением деятельности.
Не совсем ясно, почему обязанность контроля в аспекте преступных доходов вообще сконцентрирована вокруг совершения соответствующих сделок. Если владение и пользование доходами и имуществом, полученными преступным путем, наряду с распоряжением ими также относятся к легализации, то, предположительно, регистрационные, налоговые, лицензионные органы, суды, рассматривающие гражданские дела и арбитражные споры, некоторые другие органы, обладающие релевантной информацией, подлежат включению в круг органов, ведущих этот вид контроля.
Становление механизма противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма должно, с одной стороны, исключать «размывание» критериев и превращение этой деятельности во всеобщий контроль за доходами, с другой — привести к появлению не только в законодательстве, но и в юрисдикционной практике действенных средств защиты и восстановления нарушенного права. Речь идет о не существующем пока инструменте судебной защиты от легализации преступных доходов в виде права Рос- финмониторинга на самостоятельное предъявление исков в защиту интересов государства и общества независимо от возбуждения уголовных дел по ст. 174, 174.1 УК РФ.
Уголовная ответственность за легализацию преступных доходов, к сожалению, построена на зависимости ее применения от наличия приговора по основному (так называемому предикатному) преступлению. Отсутствие первого не допускает возникновения второго. В литературе обсуждаются многие варианты «оживления» ст. 174, 174.1 УК РФ, в том числе и полный отказ от зависимости от предикатного преступления и вынесения обвинительного приговора.