Правила формулировки целей руководителем (по Дж. Моррисею).
Формулировка целей отвечает следующим признакам:
1. Она начинается с глагола в неопределенной форме, в повелительном наклонении для характеристики того, что нужно сделать или достигнуть (сделать, определить, воспитать, изменить).
2. Конкретизирует требуемый конечный результат в количественных, качественных выражениях (или то и другое вместе).
3. Конкретизирует срок достижения цели, результата.
4. Содержит указание о максимальной величине допустимых затрат.
5. Как правило, не детализирует «почему» и «как» должно быть сделано.
6. Соответствует обязанностям и правам работника, руководителя подразделения, который отвечает за ее выполнение.
7. Понятна по своей формулировке тем, кто обеспечивает ее выполнение, достижение.
8. Обеспечена необходимыми ресурсами или гарантирован объем требуемых ресурсов.
9. Если необходимо, то зафиксирована письменно в соответствующих документах.
10. Согласована (при необходимости) с вышестоящим руководителем и с подчиненными.
Планирование социального проекта состоит в определении конкретных разработчиков с установлением заданий и сроков предстоящей разработки проекта.
Разработка социального проекта состоит в определении перечня мер (мероприятий) и ответственных исполнителей, производстве необходимых расчетов по ресурсам, заключении договоров на выполнение работ, поставку материалов, оборудования и др. Результатом разработки являются, например, конкретная социальная программа или план, а также соответствующие расчеты на календарные периоды.
Принятие и утверждение социального проекта происходит по специальной процедуре с фиксацией в официальном документе.
Выполнение социального проекта, как правило, обеспечивается существующей структурой. При необходимости могут создаваться специальные управленческие структуры, подразделения, звенья (должности). С учетом каких-либо значимых факторов в проект «по ходу» могут вноситься коррективы в сторону его расширения или «ужимания».
Подведение итогов выполнения социального проекта основывается на учете отчетной и контрольной информации и отражается в соответствующем документе, закрывающем данный проект.
Работы, обеспечивающие социальный проект, группируются по следующим видам:
- информационные,
- аналитические,
- экспертные,
- организационные,
- координационные,
- правовые,
- финансовые,
- кадровые,
- мотивационные,
- материально-технические,
- снабженческие,
- коммерческие,
- учебно-обучающие,
- прогнозные,
- пропагандистские.
Важное условие в обеспечивающей организационно-управленческой работе – назначение руководителя реализуемого социального проекта, который наделяется полномочиями, обязанностями и правами. Руководитель проекта может наделяться правом формирования «своей команды» (временного коллектива), выполняющей обеспечивающие работы. После закрытия проекта команда расформировывается или переводится на обеспечение другого социального проекта.