Внутрикомандная культура

 

Для команд любого вида характерны свои, уникальные формы субкультуры, развивающиеся на базе культуры организации.

Основные параметры, которые влияют на формирование управленческих субкультур:

- тип совместной деятельности (он определяет структуру, сложность и тип задачи, формальный состав группы, ролевой состав, сроки исполнения, степень контроля и т.д.),

- характеристики организационной среды (или организационно-культурный контекст существования команды), в число которых включены компетентность руководящих органов материнской организации, сложность внешнего мира, частота и сила стрессовых воздействий, наличие групповых норм поведения, способы распределения власти, организация командных процессов – коммуникации и координации т.д.,

- особенности личного стиля руководителя команды (или ее лидера).

Сочетание всех трех параметров является той базой , на основании которой и происходит формирование формы внутригруппового культурного контекста:

· Комбинат.

· Клика.

· Кружок

· Команда.

 

1. «Комбинат». Основная психологическая характеристика данной субкультуры – беспрекословное подчинение ее членов своему сильному лидеру или, если пользоваться рабочей терминологией организационного консультирования, командиру.

· Основания для подчинения - страх лишиться места в группе и возможность остаться без работы в материнской организации, так как во главе групп с такой субкультурой становятся люди, «имеющие влияние в метрополии»

2. «Клика». Такая группа состоит из людей, абсолютно доверяющих своему лидеру. Лидер «клики» в предпринимательских условиях на начальной стадии развития организации – это такой человек, которому просто верят и внутренне готовы идти за ним. Он влияет на последователей своим видением будущего.

· Группа-клика не имеет жесткой внутренней структуры. Если лидер посчитает создать в ней руководящее звено, то оно, в основном, будет служить для укрепления харизмы лидера и укрепления общих взглядов членов группы, а также им пользоваться при распределении ресурсов. Принципы и нормы распределения также согласуются с видением лидера.

· Группа, как правило , нестабильна, имеет размытые границы; в кризисных ситуациях легко распадается на мелкие группы. Члены организации реализуют в ней свои собственные интересы, исходя их собственных целей; существует значительная внутренняя конкуренция.

· Ценности в такой группе – индивидуальная креативность, энергичность в постановке новых целей, готовность к инновациям. Интересы индивидуальные выше групповых. Информация рассматривается как совместное знание, которое не нужно выносить вовне.

· Отсутствует строгая регламентация групповой деятельности – она подвержена колебаниям в целях лидера.

 

3. «Кружок». Эта субкультура характеризуется строгим распределением полномочий и сфер деятельности внутри коллектива, высокой степенью формализации и стандартизации.

· Деятельность функциональных областей и их взаимодействие регулируются правилами и процедурами, которые редко меняются.

· Источник влияния – статус.

· Ведущие ценности – синхронность, параллельность, предвидение. Каждый должен знать, что ему делать, и делает то, что предписано.

· Характерно ощущение защищенности у рядовых сотрудников, исполнительность, заинтересованность в углублении специализации и отработке навыков до автоматизма.

· Руководство такой группы задает контекст и цель, сводя к минимуму остальное вмешательство – повседневная работа осуществляется автоматически, на базе рационального распределения.

 

4. «Команда». Для групп этого типа характерны циркуляция информации и открытое обсуждение проблем. Основное внимание уделяется достижению конкретных результатов – подходящие сотрудники и соответствующие ресурсы объединяются ради максимально быстрого и качественного выполнения задачи.

· Отношения между сотрудниками строятся на принципах взаимозависимости.

· Лидерство основывается на содействии контактам и сотрудничеству. Руководство выполняет роль катализатора группового взаимодействия.

· Эффективность деятельности группы определяется индивидуальной успешностью в сочетании с возможностью объединить личные цели сотрудников со стратегическими целями организации.

· Управление группы строится на обеспечении высокой степени профессионализма членов группы, сочетании внешнего контроля по целям с независимостью рабочей группы , построении высокоэффективных систем координации и коммуникации.

· Ценности команды – возможность совершенствования в любом аспекте командной деятельности, ценность постоянного развития, личная ответственность за достижение целей организации (команды).