Вопрос. Россия - суверенное федеративное государство.
Проблема суверенитета - одна из самых фундаментальных проблем в правовой науке. Она возникла тогда, когда возникло само государство. В нашем отечестве при использовании понятия суверенитета преобладали до самого последнего времени политические концепции и подходы преобладали над юридическими, что чревато самыми тяжелыми последствиями.
Понятие суверенитета используется в национальном и международном праве для характеристики особых, специфических свойств, присущих государству. Суверенитет характерен для любого государства - большого, малого, развитого, развивающегося, унитарного, федеративного, независимо от его политического строя.
В отечественной науке под государственным суверенитетом следует понимать верховенство власти на своей территории и независимость в международных отношениях.
Верховенство государства на своей территории проявляется в концентрации в руках государства всей власти и властного принуждения в отношении находящихся в его пределах организаций и лиц, в установлении внутригосударственного правопорядка, в единстве и неограниченности государственной власти. Единство государственной власти состоит в том, что система ее органов в совокупности образует единую власть. разделение функций и полномочий государства между ее органами не разделение власти, а ее организация. Ни один из этих органов не может быть исключен из общей системы, обособлен и противопоставлен другим.
Независимость в международных отношениях выражается в неподчинении государства какой-либо внешней власти. Государство самостоятельно, независимо от власти других государств осуществляет свои внутренние и внешние функции.
Независимость во внешних делах проявляется в полной самостоятельности государства в осуществлении внешних функций, в определении внешней политики. Свобода внешнеполитической деятельности государства ограничена его обязанностями соблюдать нормы международного права, свои международно-правовые обязательства. Однако нормы международного права- результат соглашения между независимыми государствами. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы только после принятия Государственной Думой и обязательного утверждения Советом Федерации закона о ратификации и денонсации международных договоров РФ (ст. ст. 105, 106 Конституции РФ).
В демократическом государстве его суверенитет органичен суверенитетом народа, которому принадлежит высшее право определять экономическую, социальную и политическую систему страны. В соответствии со ст. 3 Конституции РФ "носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ".
Концепция абсолютного суверенитета была выдвинута Гоббсом, который приписал это качество государству-чудовищу Левиафану. Народ лишался всяких прав на власть. Однако его концепция тогда оказалась оторванной от жизни. Государству противостояло набиравшее силу гражданское общество.
Не является абсолютной и независимость государства вовне. Многие его качества, включая суверенные права, определяются тем, что оно является элементом международной системы. Нельзя быть членом мирового сообщества и быть независимым от него. Это членство предъявляет все более высокие требования к государству и в отношении его внутренней сферы. Политико-правовая система должна отвечать международно-признанным стандартам уважения прав человека. А согласно Парижской хартии 1990 года участники обязаны укреплять демократию как единственную систему правления.
Таким образом, государственный суверенитет можно определить как исходящую от народа верховную власть, состоящую в самостоятельном осуществлении государством своих функций в рамках национального и международного права.
Россия как суверенное государство имеет все государственно-правовые признаки, атрибуты любой государственности, элементы конституционно-правового статуса.
1. Российская Федерация имеет свою территорию - пространственный предел распространения ее суверенитета. Согласно ст. 4 Конституции РФ Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории. Территория России едина и состоит из территорий ее субъектов. По ранее действовавшим Российским конституциям кроме территории (автономных республик, областей и округов) имелась территория непосредственно общефедеральная. С признанием в 1992 г. краев, областей и городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга самостоятельными и равноправными субъектами федерации вся территория России состоит из территорий субъектов.
Определяя конституционные основы правового режима территории, ст. 67 Конституции РФ устанавливает, что "территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. " Впервые в Конституции РФ в этой статье установлены основы статуса конституционного шельфа. Российская Федерация, подчеркивается в п. 2 ст. 67 Конституции РФ, обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права.
Правовое регулирование вопросов территории осуществляется также Законом "О государственной границе Российской Федерации" от 1 апреля 1993 г. Согласно ст. 1 Закона Государственная граница Российской Федерации - это линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации.
Конституция устанавливает также, что границы между субъектами Российской Федерации могут быть изменены с их взаимного согласия (п. 3 ст. 67 Конституции РФ). Порядок изменения внешних границ России определяется Законом "О государственной границе Российской Федерации".
2. Важным государственно-правовым признаком, элементом конституционно-правового статуса суверенного государства является наличие гражданства (подданства). В Российской Федерации установлено федеральное гражданство, которое в соответствии со ст. 6 Конституции РФ приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным, независимо от оснований его приобретения.
Правовое регламентирование федерального гражданства осуществляется Конституцией РФ 1993 г., Декларацией прав и свобод человека и гражданина 1991 г., Законом "О гражданстве Российской Федерации" от 28 ноября 1991 г. с изменениями и дополнениями от 17 июня 1993 г. Каждый, проживающий на территории России имеет свободу выбора гражданства, не может быть лишен гражданства или права изменить его.
В компетенцию органов государственной власти Российской Федерации входит определение оснований и процедуры приобретения, изменения и прекращения гражданства; установление административного и судебного порядка обжалования решений по вопросам гражданства; порядка решения спорных вопросов гражданства между федерацией и субъектами.
Наличие федеративного гражданства сочетается в Российской Федерации с гражданством республик, входящих в состав федерации. Конституционный принцип единства гражданства означает, что утрата федеративного гражданства влечет за собой утрату гражданства республиканского.
Закон гарантирует защиту граждан и в тех случаях, когда они находятся за границей. Эта защита осуществляется дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями России.
3. Российская Федерация как суверенное государство имеет свою Конституцию и законодательство. Конституция РФ принята 12 декабря 1993 г. путем референдума. Она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.
Согласно ст. 71 Конституции РФ принятие и изменение Конституции Российской Федерации, контроль за ее соблюдением входят в предмет ведения Российской Федерации.
Кроме Конституции в общефедеральную законодательную систему входят: федеральные конституционные законы; Федеративный договор; Основы законодательства Российской Федерации по различным отраслям; федеральные законы; кодексы; подзаконные правовые акты - нормативные Указы Президента, постановления Правительства, акты федеральных министерств, комитетов, ведомств; соглашения о делегировании полномочий Россией субъектам федерации; межгосударственные договоры и межправительственные соглашения Российской Федерации; акты, связанные с реализацией договоров, конвенций, соглашений; постановления Конституционного суда Российской Федерации и др.
Суверенный характер Российской Федерации обуславливает верховенство и действие на всей территории федерации не только Конституции, но и всех иных нормативных федеральных актов по вопросам исключительной компетенции Российской Федерации и полномочиям совместного ведения федерации и субъектов.
Как установлено в ст. 76 Конституции РФ "по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаются в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации."
Верховенство федерального законодательства обеспечивается конституционным положением о том, что "законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам " (п. 5 ст. 76 Конституции РФ).
4. Государственно-правовым признаком России как суверенного государства является наличие системы федеральных органов государственной власти. В содержание основ конституционного строя входит норма, устанавливающая, что "государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации" (ст. 11 Конституции РФ).
Президент Российской Федерации - это глава государства, гарант Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина.
Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума) - парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом Российской Федерации.
Правительство - это федеральный орган, осуществляющий исполнительную власть Российской Федерации.
Суды - органы, осуществляющие правосудие в Российской Федерации. Федеральными судебными органами являются: Конституционный суд, Верховный суд, Высший арбитражный суд Российской Федерации.
Наличие общефедеральных органов государственной власти сочетается с существованием этих органов в субъектах федерации. Статья 11 п. 3 Конституции РФ устанавливает в этой связи, что разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами субъектов осуществляется Конституцией РФ, Федеративными и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.
В целях обеспечения единства системы органов исполнительной власти федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц(п. 1 ст. 76 Конституции РФ).
5. Важнейшим государственно-правовым признаком, элементом конституционно-правового статуса Российской Федерации является наличие единых Вооруженных Сил, единой системы обеспечения обороны и безопасности государства. Для осуществления обороны с применением средств вооруженной борьбы в Российской Федерации созданы Вооруженные Силы и установлена воинская обязанность граждан Российской Федерации.
Основы государственно-правового статуса Вооруженных Сил Российской Федерации сформулированы в законах: "О безопасности" (1992); "Об обороне"(1996); "О воинской обязанности и военной службе" (1998) и других актах.
Согласно ст. 10 Закона об обороне Вооруженные Силы Российской Федерации - государственная военная организация, составляющая основу обороны Российской Федерации. Они предназначены для отражения агрессии и нанесения ему поражения, а также для выполнения задач в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации.
Вооруженные Силы комплектуются как в добровольном порядке, так и по призыву по экстерриториальному принципу, что обусловлено их единым характером. Их верховным главнокомандующим согласно Конституции РФ является Президент Российской Федерации. К обороне с применением средств вооруженной борьбы могут, согласно Закону об обороне, привлекаться пограничные войска, внутренние войска, войска федеральной службы контрразведки, войска правительственной связи, железнодорожные войска, войска гражданской обороны.
Перечень этих войск является исчерпывающим. Закон запрещает существование и создание в Российской Федерации иных воинских формирований, что преследуется по закону. Отсюда вытекает невозможность, например, создания вооруженных формирований в субъектах федерации.
Общефедеральный характер оборонной деятельности и строительства Вооруженных Сил обуславливает законодательное регулирование этой сферы федеральным законодательством.
6. Российская Федерация как суверенное государство имеет свою государственную федеральную собственность, денежную и кредитную систему, единое экономическое пространство.
Статья 8 Конституции РФ закрепляет существование государственной собственности и ее равную защиту с иными формами собственности. Российская Федерация распоряжается имуществом, которое по соглашению с субъектами отнесено к федеральной государственной собственности, в которой находятся промышленные и строительные предприятия общероссийского значения, имущество, приобретенное за счет средств Российской Федерации, высшие общегосударственные учебные заведения и объекты культурного наследия народов России.
В собственности Российской Федерации находятся земельные участки, природные ресурсы. Федеральной собственностью является имущество Вооруженных Сил, пограничных и внутренних войск, железнодорожных и иных войск. К объектам федеральной собственности относятся также объекты и имущество органов государственной власти Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 Конституции РФ в Российской Федерации "гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств. " На территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств (ст. 74 Конституции РФ).
В Российской Федерации существует единое рублевое пространство, денежной единицей в России является рубль. Согласно Конституции РФ денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации.
Статья 75 Конституции РФ устанавливает, что "система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливается федеральным законом."
7. Российская Федерация как суверенное государство обладает международной правосубъектностью. В соответствии со ст. 79 Конституции РФ "Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации."
Россия заключает международные и межгосударственные договоры и соглашения с иностранными государствами. Только федерация обладает правом решения вопросов войны и мира. Российская Федерация определяет единую внешнюю политику, координирует внешнеполитический курс республик в составе России.
8. Важным государственно-правовым признаком Российской Федерации является установление государственного языка. В соответствии со ст. 68 Конституции РФ государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык. Как отмечается в Законе "О языках народов РСФСР " от 25 октября 1991 г. статус государственного на всей территории России в соответствии со сложившимися историко-культурными традициями имеет русский язык как основное средство межнационального общения народов Российской Федерации.
9. Как и всякое суверенное государство Российская Федерация имеет свои государственные символы: флаг, герб, гимн и столицу. Описание и порядок использования символов устанавливаются федеральным конституционным законом (ст. 70 Конституции РФ).
Государственным флагом Российской Федерации с 1991 года является прямоугольное полотнище с соотношением длины 2:1, состоящее из трех разноцветных полос: верхней белой, средней лазоревой и нижней алой.
Согласно Приложение N 1 к Указу Президента Российской Федерации от 30 ноября 1993 года N 2050 (Положение о Государственном гербе Российской Федерации):
1. Государственный герб Российской Федерации представляет собой изображение золотого двуглавого орла, помещенного на красном геральдическом щите; над орлом - три исторические короны Петра Великого (над головами - две малые и над ними - одна большего размера); в лапах орла - скипетр и держава; на груди орла на красном щите - всадник, поражающий копьем дракона. (Собрание актов Президента и Правительства 1993. - N 49. - Ст. 4761).
Государственным гимном Российской Федерации является "Патриотическая песнь" М. И. Глинки. Текст гимна еще не определен.
Столицей Российской Федерации является г. Москва, статус которой установлен федеральным законом.
Предметы ведения Российской Федерации.
Предмет ведения - это круг вопросов, решаемых высшими органами государственной власти с помощью установленных конституцией и другими законодательными актами полномочий этих органов.
Предмет ведения Российской Федерации определяется Конституцией РФ 1993 г. , Федеративным договором, состоящим из трех Договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик; органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга; органами власти автономной области и автономных округов.
Анализируя предметы ведения закрепленные в этих законодательных актах, следует учесть наличие в них некоторых противоречий. В этой связи Конституция РФ устанавливает в ст. 1 второго раздела "Заключительные и переходные положения", что в случае несоответствия положениям Конституции РФ положений Федеративного договора - действуют положения Конституции РФ.
По содержанию регулируемых вопросов предметы ведения Российской Федерации Конституция делит на две группы: 1. Исключительные предметы ведения и полномочия Российской Федерации (ст. 71 Конституции РФ); 2. Совместные предметы ведения и полномочия Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72 Конституции РФ).
В исключительном ведении Российской Федерации находятся:
-принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов; -федеративное устройство и территория; -регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств; -установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти; -федеральная государственная собственность и управление ею; -установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации; -установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки; -федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития; -федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; -федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе; внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, ее международные договоры; -вопросы войны и мира; -внешнеэкономические отношения Российской Федерации; -оборона и безопасность; -оборонное производство; определение продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; -производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования; -определение статуса и защита государственной границы, территориального мира, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации; судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное законодательство; -амнистия и помилование; -гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; -правовое регулирование интеллектуальной собственности; -федеральное коллизионное право; -метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименование географических объектов; -официальный статистический и бухгалтерский учет; -государственные награды и почетные звания Российской Федерации; -федеральная государственная служба.
Кроме данных полномочий по исключительному предмету ведения Российской Федерации, закрепленных в ст. 71 Конституции РФ, ряд полномочий содержится в статьях основного закона, устанавливающих компетенцию высших органов государственной власти Российской Федерации и в других федеральных законах. Содержание этих полномочий будет рассмотрено в последующих главах учебника.
Федеративный характер национально-государственного устройства России обусловил необходимость конституционного закрепления предметов совместного ведения федерации и ее субъектов.
В предмет совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов входит: -обеспечение соответствия конституций и законов республики, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам; -защита прав и свобод человека и гражданина; -защита прав национальных меньшинств; -обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; -режим пограничных зон; вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; разграничение государственной собственности; -природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; -охрана памятников истории и культуры; -общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта; -координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение; -осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий; -установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации; -административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство; законодательство о недрах, об охране окружающей среды; -кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат; -защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей; -установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления; -координация международных и внешнеэкономических связей субъектов федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации.
Дополнительно гарантируя равноправие субъектов федерации, п. 2 ст. 72 Конституции РФ устанавливает, что данные положения в раной мере распространяются на республики, края, области, города федерального значения, автономную область, автономные города.
Установленный Конституцией, Федеративным договором и другими федеральными законами объем полномочий федерации может корректироваться договорами и соглашениями между Российской Федерацией и ее субъектами.
Конституция РФ и Федеративный договор предусматривают возможность взаимного делегирования, передачи части своих полномочий органами исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов.