Южный дворец Навуходоносора II
О пышности и богатстве отделки главных дворцовых зданий с гордостью сообщает сам Навуходоносор II: «В Вавилоне, моем избранном городе, который я люблю, я построил дворец, дом, изумляющий людей,узы объединения страны, сияющую постройку,обиталище моей царственности... Я приказал срубить для его крышимогучие кедры, сделать двери из кедрового дерева, обитого мелью, пороги и дверные петли из бронзы прислал я к воротам. Серебро, золото, драгоценные камни, все,что великолепно и прекрасно, все добро и имущество, украшение величия собрал я в нем, ясделал его гигантским вместилищем царских сокровищ…».
Слева от Дороги Процессий, на территории около 54 гектаров, расположены руины Северного и Южного дворцов – в прошлом величественного ансамбля кирпичных построек, сгруппированных вокруг пяти открытых внутренних дворов (рис. 8.18).
Южный дворец размещался к югу от главного (Северного) дворца царя, между «Дорогой процессий» и Евфратом. Он занимал трапециевидный участок общей площадью около 4,5 га. Ядро дворца составляет анфилада из пяти прямоугольных дворов-площадей. Дворец как бы распадается на две половины, разделенные стеной и коридором. Западная часть, вероятно, представляла более раннюю постройку. Вход на территорию дворца был с востока, откуда начиналась анфилада из пяти больших дворов, служившая основой всей композиции дворца.
Можно предположить, что вокруг первого двора располагались помещения стражи либо воинские казармы; вокруг второго – жилые покои чиновников и приближенных царя. Третий двор объединял парадные приемные помещения. С южной стороны этого двора лежал вытянутый поперечно наибольший по площади зал с дверными проемами, обращенными к северу. По его размерам (17×52 м), по особо пышному декору из темно-синих поливных плиток с растительным ковровым орнаментом и по большой нише против центрального входа, которая могла вмещать трон, его признали залом для царских приемов. На два последних двора в анфиладе, вероятно, выходили личные покои царя и царской семьи. Это были наиболее древние постройки данного ансамбля. Все остальные дворы и комнаты служили для размещения подсобных служб (пекарни, склады, конюшни и пр.) (рис. 8.19).
Рис. 8.18. Руины дворца Навуходоносора II (вверху).
Генеральные планы комплекса Северного и Южного дворцов (внизу)
Рис. 8.19. План Южного дворца Навуходоносора II
Наиболее интересно архитектурное решение тронного зала, расположенного в южной части третьего двора. В настенном декоре зала над фризом, изображающим идущих животных, сходных с животными «Дороги процессий» и ворот Иштар, изображены также четыре колонны. Их капители состоят из двух ярусов волют – тип, близкий кипро-финикийским и эолийским капителям (рис. 8.20). Скорее всего, это стилизованные изображения финиковых пальм – «деревьев жизни». Они имеют золотисто-желтые стволы. Двухрядная листва пальм закручивалась на обе стороны голубыми волютами, напоминающими ионические капители. Пальмы объединяются между собой свободно висящими гирляндами бирюзовых ромбов. Рисунок и цветовое решение фресок рассчитаны на то, чтобы достичь впечатления легкости, иллюзорной дематериализации монументального зала. Его стены семиметровой толщины волшебным образом превращались в ажурную деревянную оградку, перевитую цветами.
«Говорят, что Аполлоний проник и в ту комнату, сводчатый потолок которой являл образ неба, будучи выложен сапфиром – самым голубым камнем, напоминающим цвет неба; находившиеся на потолке золотые фигуры богов, чтимых у вавилонян, сияли, казалось бы, из эфира...» [Филострат, Жизнеописание Аполлония Тианского, I, 25, 2].
Цокольная часть зала была украшена фигурами львов с оскаленными пастями и воинственно поднятыми хвостами (их реконструкции хранятся в Берлинском государственном музее) (рис. 8.21).
Царь в пышных одеждах, в тяжелом золотом венце, с массивными золотыми браслетами на обнаженных могучих руках сидел торжественно и неподвижно на великолепном троне. Застыв в величественной позе, он олицетворял самого Мардука. Участники торжественных приемов попадали в зал через три северных входа. Сама широтная форма зала заставляла их держаться перед царским троном в напряженной позе, предписанной дворцовым этикетом. Если в зал входило одновременно несколько человек, то архитектура зала заставляла их встать в ряд перед троном в церемониальных позах, вытянув руки по швам (изображения на ассирийских и вавилонских фресках).
Рис. 8.20. Стилизованные изображения финиковых пальм. Тронный зал Южного дворца
Рис. 8.21. Лев с поднятым хвостом – рельеф на цоколе Тронного зала Южного дворца